Отошла тротуарная плитка что делать

Обновлено: 29.06.2022

Неприятные случаи с тротуарной плиткой могут случаться часто и причины этому могут быть всегда разные. Но все эти проблемы в большинстве случаев имеют несложные решения. Главное определиться с поставленной задачей и приступить к работе. Вам может понадобиться заменить отдельную тротуарную плитку из-за ее изношенности или провала, возможно, это будет небольшой участок плитка, на котором утратила свой вид или просела, образовывая лужи на площадке после дождя. А может у Вас отошли или провалились бордюры от плитки? Все это исправляется и не стоит бояться браться за работу или откладывать вызов мастеров.

Исправляем провалы тротуарной плитки

С этой проблемой можно столкнуться, если укладка проводилась без соблюдения всех норм: основание, на которое укладывалась плитка (не песчаная подушка, а земля), имела полости или до укладки там проводились земляные работы, что и вызвало оседание плитки; песчаная подушка, гарцовочный слой были плохо утрамбованы. Эти провалы портят не только внешний вид площадки, но и собирают в себе воду после дождя — это не то, что Вы хотели бы видеть у себя во дворе или около него, правда?

Провал плитки возле бордюра

Для того, чтоб избавиться от этого нужно разобрать этот участок, немного захватив места, где провала не произошло. Желательно разбирать так, чтоб получить участок прямоугольно или квадратной формы — это необходимо для удобного выравнивания нового гарцовочного слоя.

Итак, плитка разобрана. Смесь, на которую укладывалась тротуарная плитка, по всей видимости уже затвердела и нам необходимо разрыхлить эту поверхность и снять. На место убранной гарцовки помещаем уже свежую и тщательно утрамбовываем. Выравниваем поверхность и приступаем к укладке. Чтоб плитка плотно садилась на прежнее место, ее нужно очистить от прилипшей к ней смеси песка и цемента. После укладки проверяем уровень плитки при помощи длинного строительного уровня проверяем, чтоб плитка не была впавшей или наоборот поднятой. Засыпаем швы песком или гарцовкой и радуемся обновленному внешнему виду тротуарной плитки. Тем она и хороша, что ее замена очень быстра и не влечет за собой много побочной работы.

Поправляем бордюры тротуарной плитки

Что касается бордюров (поребриков), тот тут тоже не все так страшно и их ремонт или замена также проводится без особых усилий. Просто перед тем, как приступить к установке и закреплению бордюров, нужно понимать, что они должны держать плитку очень долгое время и если у плитки и поребриков будут какие-то разрушения, то они должны происходить исключительно из-за течения времени, а не от некачественной работы. Также может просесть бордюр из-за подмыва грунта.

Провалился бордюр

Поэтому место, на которое будут устанавливаться бордюры, должно быть хорошо утрамбовано и присыпано концентрированной гарцовкой или сухим бетоном (раствором). Сухой нужен для того, чтоб при установке он не проваливался в жидкую массу, а четко фиксировался. После установки бордюр должен закрепится с обеих сторон раствором. Высоту определяете сами, исходя из уровня плитки (с одной стороны) и земли (с другой). Желательно, чтоб раствор закрывал как минимум половину бордюра.

Проваленный или разрушенный бордюр сначала нужно освободить от раствора, который его держит, а также минимизировать разрушение тротуарной плитки. Для этого нужно сначала убрать бордюр, а потом разобрать небольшой участок плитки около бордюра или бордюров. Устанавливаем поребрик по технологии, которая указана выше и оставляем на время пока раствор не застынет. После этого засыпаем гарцовку и трамбуем участок между бордюром и плиткой. Трамбовать нужно хорошо, иначе плитка около края будет проваливаться.

Тротуарная плитка – одно из популярных дорожных покрытий на сегодняшний день. Потребители выбирают из-за прочности, долговечности и внешнего вида. Однако ничто не вечно – возникают ситуации, когда требуется ремонт тротуарной плитки. И здесь проявляется еще один плюс материала – провести локальный ремонт плитки просто.

Причины, по которым требуется обновлять ФЭМ

Выделяют три типа разрушений у тротуарной плитки:

  1. Проседание отдельных участков.
  2. Растрескивание.
  3. Выпадение бордюров с мест.

У неприятностей несколько причин. Однако чаще они проявляются, когда мастер делал укладку без соблюдения технологии.

Проседание тротуара вызывается неправильной подготовкой основания. Если подушка подготовлена не по технологии либо отсутствует, это приведет к проседанию участков двора.


Такое явление возможно даже в тех случаях, когда тротуарную плитку укладывали на подушку. Дело в том, что базовое основание должно быть утрамбовано, и если этого не сделать, то покрытие просядет.

Еще одна причина – превышение допустимых нагрузок. Когда на покрытие для пешеходов оказываются высокие механические нагрузки, оно потрескается, и потребуется замена тротуарной плитки. Поэтому всегда нужно подбирать, исходя из условий эксплуатации.

ФЭМ трескается от резких перепадов температур и сильных морозов. Виной тому – влага, проникающая в бетон через микропоры.

Что касается бордюров, посаженных на бетон, то смещаются с мест в двух случаях:

  • из-за неправильного монтажа;
  • от сильных механических нагрузок.

ФЭМ приходит в негодность от времени. Но покрытие из тротуарной плитки легко отремонтировать.

Замена плиток

Для замены плиток, пострадавших от мороза или высоких механических нагрузок, извлечь поврежденные элементы с посадочных мест.

Чтобы провести ремонт брусчатки, понадобится инструмент:

  • долото или монтировка;
  • молоток;
  • молоток с прорезиненным наконечником;
  • уровень;
  • подсыпка или раствор.

Вначале извлечь поврежденную плитку. Для этого в шов забивается долото и поддевается поврежденный элемент. Работать аккуратно, чтобы не повредить края соседних блоков. После этого убрать слой старой подсыпки, засыпать свежую и установить новую плитку на место.


Если покрытие посажено на цементный раствор, то новую плитку класть на цементную или клеевую смесь.

Осложнения возникают при ремонте клинкерной или натуральной брусчатки своими руками. Каменные блоки плотно подгоняются друг к другу. А учитывая толщину брусчатки, ее трудно достать с места. Поэтому приходится высверливать отверстия, а затем раскалывать плитку.

После того, как поврежденный элемент извлечен, засыпать свежий песок и установить брусчатку. Камень ставится таким образом, чтобы превышал уровень покрытия на 10-15 мм. После брусчатка забивается резиновым молотком до необходимого уровня.

И завершающий этап – заделка швов между плитками. Используется песок или цементный раствор. Выбор зависит от материала остального покрытия.

Важно! Если причина повреждений в перепадах температуры, то имеет смысл обработать поверхность специальной защитной пропиткой.


Ремонт просаженных участков

Плитка проседает в результате неправильной подготовки основания. И проблемы возникают после сильных дождей или зимой от пучения грунта.

В этом случае восстановление тротуарной плитки делается таким образом:

  • снять просевшие плитки с места провала, участок должен иметь прямоугольную форму и быть больше проблемного места на 1-2 метра;
  • убрать слой песчаной подсыпки;
  • если слой щебня просел, убирать до грунта;
  • земля обильно проливается водой и уплотняется трамбовкой;
  • засыпается щебень и трамбуется;
  • то же делается и со слоем песка;
  • снятая плитка очищается и укладывается на место.

Если для укладки старого покрытия использовалась цементно-песочная смесь, то перед укладкой подушку посыпать тонким слоем цемента. А после ремонта обильно пролить плитку водой.

Важно! Снимаемый участок плитки должен превышать по размерам просевший участок.

Если просел слой песка, то обновление тротуарной плитки своими руками не потребует снятия подушки. Достаточно досыпать подсыпки и заново уложить плитку. А в завершении заделать швы песком и пролить водой.

Ремонт бордюра

Ремонт бордюрного камня проводится либо после механических повреждений, либо из-за неправильной установки. Последовательность восстановительных работ выглядит таким образом:

  • разрыть землю возле поврежденного элемента;
  • снять возле него 2-3 ряда плитки и убрать подсыпку до начала бетона;
  • извлечь бордюр с посадочного места, для этого воспользоваться ломом, действовать аккуратно, чтобы не повредить соседние элементы;
  • когда бордюр извлечен, очистить от бетона, если поврежден, то покупать новый;
  • посадочное место очищается, проливается водой и уплотняется трамбовкой;
  • устанавливается бордюр и заливается бетонным раствором;
  • через сутки делается засыпка щебнем и песком, трамбуется, а затем снятая плитка укладывается на свое место.

После заделки швов покрытие обильно проливается водой.


Прочистка водостоков

Иногда причиной повреждения плитки становится постоянное воздействие влаги. Это происходит в тех случаях, когда забивается дренажная система под вымощенной поверхностью.

Чтобы прочистить, нужно проделать такие работы:

  • проверить дождеприемники – решетки должны быть целыми и чистыми.
  • прочистить трубы при помощи жесткого троса для чистки канализации.

Вместо троса подать в трубы воду под высоким давлением – позволит вымыть загрязнения.

Восстановление брусчатки своими руками проводится легко. Главное — определить причину и действовать аккуратно, чтобы не повредить соседние участки.

Тротуарное покрытие может состоять из разного материала, от которого во многом зависит срок его эксплуатации. Но иногда бывает такое, что через один два года после укладки тротуарной плитки происходит ее разрушение, будто она отслужила весь свой срок.


Каковы причины разрушения брусчатки и основные признаки этого явления рассмотрим в этой статье.

Варианты разрушения брусчатки

Дефекты брусчатки могут иметь такие разновидности:

  • крошение покрытия, особенно в период после зимы.
  • покрытие поверхности плитки белым налетом;
  • растрескивание и рассыпание брусчатки.

Основные причины появления дефектов брусчатки

Разрушение брусчатки может происходить по нескольким причинам, которые рассмотрим более подробно:

  • Плохое качество изделий, возникающее из-за нарушения технологического процесса при производстве замеса. На этой стадии могут быть допущены следующие ошибки:
  • Превышение норм по добавлению воды.
  • неправильные пропорции компонентов брусчатки;
  • добавление ингредиентов с просроченным сроком годности, к ним относится цемент, пластификаторы и цветовой пигмент.
  • Завышенное число добавок.

Нарушение самого процесса изготовления плиток, которое может выполняться двумя способами: вибролитьем и вибропрессованием. Отличаются эти способы оказанием давления на материал. При вибролитье в процессе застывания изделия давления на него не оказывается. Получения брака возможно при использовании любого способа, и этому могут способствовать разные факторы.

При вибролитье

  • повышенный уровень влажности в процессе высыхания изделий, затягивает процесс высыхания изделий и вызывает их усадку.А также влияет на прочность готовых материалов.
  • высока температура затвердевания, что приводит к появлению внутренних трещин, которые проявляются в процессе эксплуатации покрытия.
  • низкая температура в процессе высыхания, затягивает процесс формовки. При этом происходит снижение прочностных показателей бетонного раствора и вызывает его прилипание к формам.

При вибропрессовании

  • Некачественное оборудование для изготовления плитки.
  • Некачественное сырье или неправильно подобранные компоненты.
  • Отклонения в силе давления, которые способны вызвать изменения в структурной матрице.
  • Повышенная температура и влажность, что также как и в первом случае влияет на прочностные свойства выпускаемого покрытия.

Одной из распространенных проблем тротуарной брусчатки является белый налет, который появляется в результате проникновения солей через поры изделий. Конечно для бетонных изделий это явление считается нормой, но только в том случае если оно длится в течении 2-3 месяцев. Но если по истечении этого срока налет все равно появляется, это значит что покрытие сделано из низкокачественного сырья, которое содержит повышенное количество солей. И если отлив плитки производился на холоде. Эта проблема чревата не только плохим внешним видом, но и тем, что плитка имеет низкую прочность и при больших нагрузках она может рассыпаться на куски.


Иногда решающим фактором рассыпания брусчатки является оказываемая нагрузка на готовое тротуарное покрытие. Например, выложенная дорожка, на которую оказывают давление только пешеходы или транспортная стоянка, где вес машин значительно больше всех вместе взятых людей. Поэтому при выборе плитки нужно проводить правильно расчеты.


Технология укладки плитки также влияет на срок ее эксплуатации. Некоторые разновидности довольно хрупкие и при укладке их на неровное основание провоцирует их разрушение. При работе также не следует прикладывать больших усилий, это также может вызвать небольшие трещины.

Важно! Осыпание верхнего слоя покрытия происходит из-за плохого качества бетона, который имеет низкую морозоустойчивость. Чаще всего это происходит с брусчаткой, которая выпускается кустарным производством, где нет должного контроля за качеством.


Подводя итог, можно ответить на вопрос, почему же крошится брусчатка. Факторов для этого явления множество, но чтобы всего этого избежать, все же, лучше покупать материал у проверенных производителей, которые следят не только за качеством сырья, но и технологическим процессом. Чем дешевле продукт, тем хуже его качество, это знаю все. Погнавшись за дешевым покрытием, через один-два года его придется менять, а качественное покрытие имеет длительный срок эксплуатации, достигающим 20 лет.

Основная причина разрушения тротуарной плитки при эксплуатации — проникновение внутрь покрытия через поверхность и швы между элементами влаги. Вода внутри плитки создает пустоты, делает покрытие пористым, что способствует проникновению грязи, появлению трещин. Для предотвращения последствий применяются два способа:

  1. Гидроизоляция. Осуществляют с помощью нанесения на поверхность покрытия жидкого стекла, специальных износоустойчивых лаков или красок подходящего цвета. Есть лаки, создающие на плитке эффект «мокрого камня».
  2. Гидрофобизация. Процесс, в результате которого поверхность материала обретает водооталкивающие свойства, не теряя воздухо- и паропроницаемости (в отличие от гидроизоляции). Осуществляют с помощью пропитывания плитки специальными составами.

Важно! Своевременная защита покрытия от разрушения дешевле капитального ремонта или смены изношенного на новое.

Что дает нанесение защитных средств

Обработка тротуарной плитки помогает достичь следующих целей:


Гидрофобизатор для тротуарной плитки
Технология нанесения защитного состава – гидрофобизатора для тротуарной плитки


Лак для тротуарной плитки
Использование лака для защиты тротуарной плитки: достоинства и недостатки гидроизоляторов

  • герметизация стыков;
  • повышение уровня влагостойкости;
  • повышение стойкости по отношению к воздействию ультрафиолета (выцветанию);
  • повышение устойчивости по отношению к воздействию химически х агрессивных веществ.

Покрытие для защиты тротуарной плитки дает дополнительные преимущества:

  • придание поверхности антискользящих свойств;
  • предупреждение высолов на плитах;
  • придание грязеотталкивающих свойств;
  • предупреждение развития мха, грибков и плесени;
  • защита от проникновения посторонних красящих веществ;
  • упрощение ухода;
  • снижение расходов на обслуживание дорожного покрытия;
  • улучшение внешних характеристик, создание на поверхности различных визуальных эффектов.

Виды средств для гидроизоляции

Лакокрасочные материалы, для придания плитке влагонепроницаемости и износоустойчивости:

  1. Алкидные (по бетону). Достоинства: высокий уровень устойчивости к механическим и химическим воздействиям. Недостаток: резкий запах, который долго не выветривается.
  2. Полиуретановые. Достоинства: износостойкость, устойчивость к воздействию химических агрессивных веществ.
  3. Эпоксидные. Достоинства: придают антискользящие свойства, обладают высокой прочностью. Недостаток — небольшой выбор цвета.
  4. Резиновые. Достоинства: высокая эластичность, устойчивость к перепадам температур, отсутствие запаха, экологическая безопасность.
  5. Хлоркаучуковые.

Еще один вариант гидроизоляции дорожных покрытий — обработка жидким стеклом. Им можно покрывать только вибролитую бетонную брусчатку и плиту. Жидкое стекло используют для дополнительной гидроизоляции или для придания поверхности глянцевого блеска. Во втором случае понадобится большое количество средства. Недостаток жидкого стекла — снижение яркости цвета на некоторое время.

Виды средств для гидрофобизации

Средства для придания тротуарной плитке водоотталкивающих свойств называют гидрофобизаторами. Относятся к категории материалов для гидроизоляции проникающего действия. Производители промышленной химии выпускают два вида составов для обработки дорожных покрытий:

  1. На водной основе.
  2. На основе растворителя.

Средства на водной основе обладают следующими характеристиками:

  • не имеют запаха;
  • бесцветны;
  • не изменяют структуру и цвет поверхности;
  • не образуют пленку;
  • пожаро-, взрыво- и экологически безопасны;
  • морозоустойчивы.

Обработанная гидрофобизатором на водной основе поверхность «дышит», сохраняет паропроницаемость. Обработку проводят при температуре от минус 10 С. Чаще средство расфасовывают в канистры по 1 или 5 л. Водоотталкивающий эффект наступает через 24 часа после обработки и действует не менее 5 лет (со временем обработку проводить чаще). Расход средства примерно 0,2 — 0,3 л на кв. метр (насыщение зависит от пористости и влажности плитки).

Гидрофобизатор на основе растворителя применяют для обработки материалов высокой плотности и увлажненных поверхностей. Не образует на поверхности пленку, не меняет цвет плитки, но обновляет его. Средство проникает внутрь материала на глубину до 8 мм, закрывает и защищает поры изнутри. Паро- и воздухопроницаемость сохраняются. Обработанная плитка пропускает в 20 раз меньше влаги.

Этот вид гидрофобизатора обладает свойствами, предотвращающими образование плесени, грибка и сорняков, дополнительно повышает сопротивляемость механическим нагрузкам, экологически безопасен. Эффект после обработки наступает через 24 часа и сохраняется не менее 8 лет. Примерный расход — 0, 05 до 0, 15 л на один кв. метр. При покупке внимательно изучать перечень типов поверхностей, для которых подходит конкретное средство. Не все гидрофобизаторы пригодны для обработки натурального камня.

Важно! Гидрофобизаторы не подходят для синтетических материалов (полимерпесчаная плитка).

Порядок действий при обработке плитки

Прежде чем покрыть тротуарную плитку, нужно подготовить. Правила проведения подготовки и обработки:

  • Обрабатываемая плитка предварительно очищена от мусора. Пятна удалить.
  • Перед нанесением состава проверить покрытие на предмет дефектов. Сколы и трещины глубиной более 5 мм заделать. Предварительно продувают сжатым воздухом, заполняют полимерным или эпоксидным клеем. Дефекты большого размера заделать цементным раствором. Элементы со значительными повреждениями заменить на новые.
  • Обработку проводить при температуре воздуха выше +5°C, в сухую безветренную погоду (ветер может препятствовать нанесению средства распылителем).
  • Покрывающие лаки, краски и гидрофобизирующие составы на водной основе наносить на сухую поверхность. Влажную поверхность обрабатывать только гидрофобизаторами на основе растворителя.
  • Средство наносят кистью, валиком или распылителем (краскопультом) в один или два слоя. Второй слой наносить через 5 — 10 минут, до высыхания первого, но после впитывания.
  • Плитки со сколами или глубокими трещинами обрабатывают два — три раза. Лак или краску на пористые поверхности наносят в несколько слоев.
  • После нанесения последнего слоя излишки средства, оставшиеся на поверхности покрытия, удаляют. Для этого использовать ткань или губку.

Можно обработать плитку в процессе монтажа. Для этого каждый отдельный элемент покрытия погружают в состав перед укладкой.


Заключение

Своевременная защита тротуарной плитки водоотталкивающим составом помогает существенно продлить срок эксплуатации дорожного покрытия, сделать цвета насыщенными, улучшить внешние характеристики.


Любые химикаты против травы в швах со временем вымываются дождями, так что периодически их нужно подновлять

Еще одна распространенная проблема – расползание плиток. Ее причиной, как правило, становится отсутствие бордюрного камня. А значит, его нужно установить. Для этого по обеим сторонам дорожки выкапывают траншеи, ставят бордюрные камни с тем расчетом, чтобы они не возвышались над дорожкой и не были ниже нее, и фиксируют цементным раствором. Швы заполняют песком.

Если одна или несколько плиток треснули, их легко заменить своими силами. Нужно расчистить швы, потом поддеть угол поврежденной плитки стамеской или отверткой и, постукивая молотком по ручке инструмента, вынуть осколки. В получившееся углубление засыпать цементно-песчаную смесь (в соотношении ¼). И наконец, установить новую плитку, вбить ее резиновым молотком, засыпать швы песком или мелким гравием и смести излишки.

Иногда дорожки проседают из-за плохо сделанной гравийно-песчаной подушки. В этом случае придется ремонтировать весь поврежденный участок. Все провалившиеся плитки нужно вытащить, засыпать углубление пескоцементной смесью и тщательно уплотнить. Это можно сделать деревянной чушкой, мини-катком, а лучше всего – виброплитой. Потом на утрамбованную площадку снова укладывают плитку вровень с неповрежденным покрытием, и засыпают швы песком/гравием. Поскольку уплотнить засыпку нельзя, разумно будет подождать сутки или двое, пока она уляжется, а потом добавить там, где это необходимо.

Во время замены плитки полезно периодически смачивать ремонтируемый участок водой из садового шланга. Это поможет уплотнить песок и гравий

Довольно часто причиной проседания дорожек становится дождевая вода, которая подмывает покрытие. Это означает, что при устройстве гравийно-песчаной подушки не был организован дренаж. Плитку придется полностью демонтировать и засыпать песчано-цементной смесью верхний слой основания с уклоном 1% (перепад высот – 1 см на 1 м длины). Уклон создают при помощи маяков, в роли которых обычно выступают пластиковые трубки. По завершении работы их вытаскивают и заполняют образовавшиеся каналы.

Если дорожку мостили не поверх гравийно-песчаной подушки, а по стяжке, то несколько треснувших плиток заменяют так же, как и в описанном выше случае. А вот если все покрытие просело, ничего не остается, как полностью разобрать его, демонтировать основание, залить новую стяжку и после ее полного затвердевания опять замостить дорожку.

Попытки отремонтировать просевшую стяжку садовой дорожки, как правило, заканчиваются провалом. Разумнее будет заменить ее полностью

В завершение темы подчеркнем, что мощеные дорожки и площадки нужно регулярно чистить, и желательно делать это при помощи мойки высокого давления. Она лучше всего удаляет грязь.

Поврежденное покрытие необходимо ремонтировать сразу же. Если надолго оставить его без внимания, вместо ремонта может потребоваться полный демонтаж. Тогда все работы по подготовке основания и мощению придется проводить заново.

Читайте также: