Запуск парового котла из холодного состояния

Обновлено: 02.07.2022

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Физика - рефераты, конспекты, шпаргалки, лекции, семинары

Пуск парового котла

Последовательность операций при пуске котла зависит от его теплового состояния после простоя - соответственно различают пуск после ремонта или вывода котла из холодного резерва. Режим пуска должен обеспечить надежность всех

элементов котла при минимальных затратах топлива и потерях воды. Пусковые режимы отрабатываются на заводах-изготовителях и наладочными организациями с разработкой графиков пуска из различных тепловых состояний. В зависимости от степени охлаждения котла после предыдущего останова различают пуска: с холодно, остигненого, горячего состояний и из горячего резерва. Для каждого вида пуска разработана своя технология. Пуск из холодного состояния проводится через 3 . 4 суток и более после останова при полном охлаждении котла и потере в нем давления. Пуск по данному режиму начинается с низкого уровня температур и давления в котле и имеет наибольшую продолжительность.

Надежность розжига газовых горелок с принудительной подачей воздуха зависит главным образом от плотности шиберов, регулирующих подачу воздуха в горелку. Разжигание каждого из установленных горелок должно осуществляться от индивидуального запальника, установленного в запальное отверстие. Устойчивость пламени запальника зависит от разрежения в топке и плотности шибера, регулирующий подачу воздуха в горелку.

При устойчивой работе запальника подача газа в горелку ведется плавно, чтобы давление газа не превышал 10 . 15% от номинального. Зажигание газа, выходящего из горелки, должно быть немедленным.

При внесении запальника в топку и разжигании горелки необходимо соблюдать личную осторожность, быть в стороне от запального отверстия. После зажигания газа, выходящего из горелки, включают подачу воздуха так, чтобы светимость факела уменьшилась, но в то же время не произошло отрыва его от горелки. Для повышения производительности горелки сначала увеличивают на 10 . 15% давление газа, а затем соответственно повышают давление воздуха, после чего восстанавливают заданное значение разрежения в топке. При устойчивой работе первого горелки приступают последовательно к разжиганию остальных горелок. Очередность воспаление горелок выбирается с таким расчетом, чтобы обеспечить равномерное распределение температур в объеме топочной камеры.

В процессе розжига котла из холодного состояния необходимо следить за тепловым расширением экранов, барабана, коллекторов и трубопроводов с установленными на них реперами. При отставании прогрева какого-то экрана его следует продуть через дренажи нижних коллекторов в течение 25 с. При нагревании котла должно обеспечиваться свободное перемещение элементов котла для предотвращения возникновения дополнительных напряжений и преждевременного разрушения гибив и угловых сварных швов. Во время ремонта должны быть устранены все возможные причины защемления экранов в обмуровке холодных воронок, защемления в песочных компенсаторах и зажима в элементах каркаса.

Особое внимание при пусках котла придается поддержанию заданной температуры металла толстостенных (барабана, коллекторов, паропроводов, арматуры) и ответственных деталей, скорости их прогрева. Технология прогрева зависит от исходного состояния этих деталей. Для обеспечения равномерных температур по периметру барабана (особенно верхней и нижней частей) применяют паровой прогрев, для чего в барабане предусматриваются паропроводы в нижней части, а также устанавливают предельные скорости повышения температуры насыщения воды в результате увеличения давления и разности температур поверхности верхней и нижней образующих барабана .

Время пуска с неостигненого и горячего состояний зависит от остаточной ного давления в барабане. В период розжигов и остановок с целью снижения температурных напряжений в барабанах подпитки котлов проводят небольшими порциями.

При подъеме давления уровень воды в барабане повышается. При превышении уровня воды выше допустимого часть воды из котла необходимо спустить через линию периодического продувания. Наоборот, при понижении уровня воды в результате продувки котла и пароперегревателя необходимо провести подкормку водой.

Прогрев соединительных паропроводов от котла к главному паропровода ведут одновременно с разжиганием котла. В процессе прогрева паропровода осуществляют контроль за его расширением по установленным реперами и проверку состояния опор и подвесок. Во время прогревания паропровода нельзя допускать появления гидравлических ударов. Котел включают в общий паропровод при температуре, близкой к расчетной, и при достижении в нем давления на 0,05 . 0,1 МПа меньше, чем давление в общем паропроводе. Затворы на паропроводе открывают очень медленно, чтобы исключить возможность появления гидравлических ударов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Практическое занятии №

Тема: Пуск парового котла из холодного состояния

1. Подготовительные операции

- окончании всех работ на оборудовании и закрытии нарядов-заказов, снятии заглушек, завершения уборки на всем оборудовании, лестницах и площадках;

- исправном состоянии телефонной связи, рабочего и аварийного освещения рабочих мест- щитов управления;

- наличии противопожарного инвентаря на всех контрольных постах, готовности схем пожаротушения.

В оперативном журнале начальнику смены котельного цеха необходимо сделать запись о времени начала пусковых операций.

Предупредить о предстоящей растопке котла:

- начальника смены электроцеха - для подготовки к сборке схем электродвигателей вспомогательного оборудования;

- начальника смены химического цеха - для подготовки к анализам питательной и котловой воды, пара, конденсата, газа в газопроводе, к увеличению расхода обессоленной воды;

- начальника смены цеха тепловой автоматики и измерений - для подготовки к включению средств измерений, регулирования, защит и блокировок и сигнализации;

- начальника смены топливно-транспортного цеха - для подготовки к бесперебойному обеспечению топлива.

Дежурному персоналу цехов проверить:

- запас обессоленной и химически очищенной воды в баках и ее качество;

- готовность к работе узла дозирования фосфатов и едкого натра;

- - запас мазута в баках, его подогрев и готовность оборудования мазутного хозяйства к подаче мазута в котел;

Дежурному персоналу электроцеха в соответствии с инструкциями по эксплуатации электрической части оборудования собрать рабочие электрические схемы электродвигателей собственных нужд котла. Опробовать в испытательном положении электродвигатели 6 кВ.

- собрать схему газовоздушного тракта котла;

- собрать схему пожаротушения воздухоподогревателя;

- установить на всех горелках тарированные мазутные форсунки;

- собрать схему мазутопроводов в пределах котла, подготовить трубопровод подачи пара на продувку мазутных форсунок и распыл мазута (если мазут - основное или растопочное топливо);

- подготовить к включению тягодутьевое оборудование котла,

- выполнить согласно местным инструкциям при работе на твердом топливе необходимые подготовительные работы по подаче его в горелки котла.

В оперативных журналах котельного цеха записать результаты проверки.

Собрать схему для заполнения котла водой. Заполнять для опрессовок (после производства ремонтных работ) и растопок через нижние камеры водяного экономайзера, подав воду из подпиточного коллектора, либо насосами подпитки котлов из баков запаса добавочной воды (рис. 3). Произвести опрессовку.

В процессе опрессовки отобрать пробу и определить качество воды в котле, в том числе визуально. При необходимости промыть экранную систему через нижние точки до осветления котловой воды.

Открыть воздушники и установить растопочный уровень воды, в барабане. Убедиться, что уровень не снижается. При этом допускается держать открытыми первые по ходу воды дренажные вентили для упрощения последующих ручных операций по продувке нижних точек при растопке котла.

http://gostrf.com/normadata/1/4294817/4294817540.files/x006.jpg

Рис. 3. Схема заполнения котла добавочной водой:

1 - баки запаса добавочной воды; 2 - насосы баков запаса добавочной воды; 3 - деаэратор подпитки котлов; 4 - насосы подпитки котлов; 5 - основная линия добавка обработанной воды; 6 - деаэратор 0,6 МПа; 7 - линия консервации котлов; 8 - сторона всасывания ПЭН; 9 - к нижним точкам экранов и водяным экономайзерам котлов

При сборке схемы

- продувки котла в атмосферу;

- дренаж перед главной паровой задвижкой;

- задвижку (вентиль) на линии рециркуляции «барабан-экономайзер»;

закрыть (проверить на закрытие):

- главную паровую задвижку - и ее байпас;

- запорную и регулирующую арматуру поверхностного пароохладителя;

-- паровые задвижки на линии подачи пара к растопочному паропроводу.

Включить в работу тягодутьевые машины и другое вспомогательное оборудование котла в соответствии с требованиями местных инструкций.

Провентилировать газовоздушный тракт котла в течение 10 мин с расходом воздуха не менее 25 % номинального.

2. Пуск котла

Растопить котел, включив в работу растопочные горелки. Расход топлива установить на уровне 10 % номинального.

При появлении (примерно через 20 мин после розжига) избыточного давления закрыть воздушники котла.

Продуть верхние водоуказательные приборы при давлении 0,1 МПа

Сверить показания сниженных указателей уровня с водоуказательными приборами

При давлении в барабане 0,4 - 0,5 МПа увеличить расход топлива до 15 % номинального.

При давлении в барабане 0,5 МПа приступить к первой продувке нижних точек. Повторную продувку выполнить при давлении 3,0 - 4,0 МПа. Продолжительность продувки каждого коллектора до 2 мин.

При давлении в барабане 1,0 МПа включить непрерывную продувку, открыв ее регулирующий клапан.

Увеличить согласно графику-заданию расход топлива примерно до 20 % номинального, подключив к работе следующую группу горелок.

Перед подключением котла к общему паропроводу проверить качество насыщенного и свежего пара.

Сверить показания всех приборов.

Включить котел в магистраль, открыв главную паровую задвижку. Дренаж при этом открыт.

- установить номинальную температуру свежего пара за котлом;

- установить прикрытием клапана непрерывной продувки требуемый расход котловой воды из выносных циклонов, убедившись в стабилизации показателей качества питательной и котловой воды, насыщенного и перегретого пара на уровне нормируемых.

Подготовка, пуск и обслуживание парового котла

Современные паровые котлы имеют системы автоматического управления, АПС и защиты. Поэтому при подготовке к работе котла, находящегося в эксплуатации, необходимо проверить систему автоматического управления и включить ее.

Система автоматического управления состоит из следующих компонентов:

  • система автоматического регулирования процессом горения;
  • система автоматического регулирования процессом питания;
  • система аварийно-предупредительной сигнализации;
  • система автоматической защиты.

АПС котельной установки обычно подает следующие сигналы:

  • низкий уровень воды в котле;
  • низкий уровень воды в теплом ящике;
  • остановка питательного насоса котла;
  • низкая температура топлива;
  • низкое давление топлива;
  • высокая соленость воды в теплом ящике;

Защита котла прекращает работу котла в следующих случаях:

  • очень низкий уровень воды в котле;
  • давление пара достигло установленного значения;
  • произошел обрыв факела;
  • остановилась воздуходувка форсунки;

Если же вы подготавливаете котел к запуску, например, после его чистки, то необходимо выполнить следующие операции:

  • Произвести наружный осмотр котла, топочного устройства, арматуры, аварийных приводов арматуры котла с палубы, манометров, механизмов и систем, обслуживающих котел. Убедиться в открытии воздушного клапана на котле.
  • Заполнить котел водой, отвечающей по качеству требованиям, установленным заводской инструкцией или ПТЭ котлов.
  • Температура воды при заполнении не должна отличаться от температуры металла более, чем на 30 °С, и во всех случаях должна быть не ниже 5 °С.
  • Котел должен заполняться водой до уровня, указанного в заводской инструкции.
  • После заполнения котла водой необходимо убедиться в отсутствии течи через неплотности.

При пуске и обслуживании котла необходимо выполнять следующие операции:

  • До розжига форсунки необходимо осмотреть топку на предмет отсутствия в ней несгоревшего топлива. Скопления топлива в топке не должно быть. Для удаления взрывоопасной смеси паров топлива топку необходимо провентилировать в течение времени, указанного в заводской инструкции, но не менее 3 минут.
  • Включить систему автоматического управления котлом, которая и произведет розжиг форсунки котла. Если после двух попыток факел в топке не вспыхнет, необходимо прекратить попытки розжига форсунки, выяснить и устранить причину, а затем, провентилировав топку, снова попытаться разжечь форсунку.
  • С момента розжига форсунки должен быть установлен контроль за уровнем воды в котле.
  • Продолжительность подъема давления пара должна быть согласно заводской инструкции.
  • При появлении пара в котле (при появлении непрерывной струи пара из воздушного клапана) необходимо:
    • а) закрыть воздушный клапан;
    • б) продуть манометровую трубку и включить котловой манометр;
    • в) прогреть водоуказательные приборы котла;
    • г) проверить действие предохранительных клапанов с помощью устройств ручного подрыва. При их неисправности огонь в топке должен быть потушен, давление в котле снижено до атмосферного. После этого устранить дефект клапанов.

    При удовлетворительных результатах осмотра и проверок подъем давления пара в котле считается законченным.

    • а) уровнем воды в котле;
    • б) горением факела;
    • в) давлением пара;
    • г) соблюдением водного режима и водоконтроля;
    • д) исправным состоянием котла, обслуживающего его оборудования; систем автоматики и КИП.

    При наблюдении за работой систем автоматического управления котла необходимо периодически проверять правильность их работы. Порядок этих проверок, их периодичность указываются в заводской инструкции.

    При эксплуатации системы автоматического управления котла возможны отказы ее элементов, которые приводят к ненормальностям в работе котла.

    Наиболее характерные отказы:

    • - автоматика питания не реагирует на изменение уровня воды в котле;
    • - уровень воды поддерживается не в заданных пределах;
    • - питательный насос не включается;
    • - срабатывает защита по низкому уровню при исправных насосах и датчиках;
    • - не подается топливо к форсунке;
    • - не зажигается форсунка;
    • - факел гаснет.
    • Необходимо систематически производить осмотры:
      • - котла и его арматуры;
      • - топочного устройства;
      • - обмуровки топки;
      • - видимых поверхностей нагрева;
      • - трубопроводов в пределах котла;
      • - газовоздушного тракта;

      Повторяю еще раз. Если вахта внимательно контролирует работу котельной установки, то нефтепродукты в котел не попадут. Если же вахта невнимательна, то нефтепродукты могут заполнить теплый ящик и попасть в котел, а это уже опасно для котла. Опасно, потому что нефтепродукты, оседая на стенках и трубках барабанов, ухудшают теплопроводность, что может привести к перегреву и выходу из строя труб. Кроме того, нефтепродукты, оседая на взвешенных частицах в котловой воде, выпадают в трудноудалимый шлам, под которым может интенсивно развиваться подшламовая коррозия.

      При попадании нефтепродуктов в котел его необходимо вывести из действия для очистки.

      В случае невозможности вывода котла из действия необходимо снизить нагрузку котла и проводить усиленные верхние продувания до тех пор, когда появится возможность вывести котел из действия для очистки.

      • Контроль за процессом горения должен осуществляться систематически, путем наблюдения за факелом форсунки и дымом, выходящим из дымовой трубы. Наиболее характерные признаки при визуальном контроле следующие:
        • а) черный дым и пламя темно-красного цвета — причинами могут быть недостаток воздуха, плохой распыл топлива из-за засорения распылителей, низкая температура или низкое давление топлива перед форсункой;
        • б) дым светло-серого цвета, а пламя оранжево-красное — это нормальное соотношение топлива и воздуха;
        • в) дым белый или с желтоватым оттенком, пламя ярко-белое — это чрезмерный избыток воздуха.

        Упуск воды может быть следствием недостаточного контроля вахты за работой котла, неисправности системы автоматического управления питанием, разрыва трубок котла.

        Признаками упуска воды в котле являются:

        • отсутствие уровня воды в водоуказательных приборах и на табло световой индикации уровня воды в котле на пульте ЦПУ; срабатывание световой и звуковой аварийно-предупредительной сигнализации о низком уровне воды в котле;
        • свист сухого пара при открывании нижних пробных кранов;
        • покраснение и побеление от перегрева отдельных труб поверхностей нагрева;
        • заметные провисания групп или отдельных труб.

        При упуске воды из котла необходимо немедленно выполнить следующие операции:

        • на котлах, имеющих систему автоматического управления котлом, выключить эту систему, и тогда автоматически прекратится горение и питание котла;
        • на котлах, не имеющих системы автоматического управления котлом, вручную прекратить горение и питание котла. После чего, на всякий случай, закрыть клапана подачи топлива на топочное устройство котла и питательные клапана.

        Это нужно делать не раздумывая, не тратя времени ни на что другое, ведь ваш котел имеет серьезную неисправность — не срабатывает защита по низкому уровню воды в котле, и сколько времени котел работает без подпитки, и его состояние пока не известно. Вот когда вы выполнили эти две операции, тогда можно уже спокойно проверить, не была ли это ложная тревога.

        Чтобы убедиться в этом, продуйте водоуказательные приборы. Может быть, после этого в них появится нормальный уровень воды. Если же этого не произойдет, то необходимо выполнить следующие операции:

        • закрыть стопорный клапан;
        • принять меры к недопущению местного и общего охлаждения котла;
        • вахтенному механику доложить старшему механику;
        • старший механик вместе с вахтенным механиком или механиком, в чьем заведовании находится котел, должны тщательно осмотреть котел. Возможно, после этого будет необходимо спустить пар и, при отсутствии видимых повреждений, произвести гидравлическое испытание котла на рабочее давление. Если при этом течей и деформации не будет обнаружено, то котел можно эксплуатировать дальше.

        Питание котла категорически запрещается, если уровень воды в нем упал ниже нижнего пробного клапана в огнетрубных котлах или ниже нижней кромки прорези водоуказательного прибора в водотрубных котлах.

        При обслуживании судовых вспомогательных котлов следует руководствоваться Правилами технической эксплуатации судовых паровых котлов Министерства морского флота. В соответствии с Правилами котлы должны работать с полной производительностью без ущерба для их технического состояния и обеспечивать безопасную и безаварийную работу установки при наименьшем расходе топлива. Решающее значение для выполнения этих требований имеет четкое знание и выполнение Правил технической эксплуатации, а также правильная организация труда и рабочего места. Нарушения Правил могут привести к аварии котлов. В последние годы более 70% аварий с судовыми паровыми котлами явились прямым следствием нарушений Правил технической эксплуатации и дисциплины, определяемой Уставом службы на судах морского флота.

        В случае, если котел находился в ремонте или чистке, то перед вводом в действие проверяется его внутренняя чистота, отсутствие дефектов, надежность крепления арматуры, трубопроводов и кирпичной кладки. Закрытие горловин можно производить, лишь убедившись в том, что в котле нет посторонних предметов. Горловинная асбестовая прокладка и гнездо горловины должны быть промазаны графитом. Водой котел заполняется при открытом воздушном кране. Исправность водоуказательной арматуры проверяется путем открытия продувочных кранов. Исправность прочей арматуры определяется проверкой возможности ее открытия и закрытия. Заполненный водой котел обязательно должен подвергнуться наружному осмотру. В случае обнаружения течи воды в отдельных соединениях котла в виде капелек необходимо принять меры по их устранению.

        Проверить уровень воды в котле. Убедиться, что в топке нет мазута. Во избежание взрыва скопившихся газов топка котла должна быть провентилирована воздухом. Подаваемое в топку распыленное форсункой топливо воспламеняется от электрического запального устройства либо от поднесенного к нему горящего факела. Разводку пара в котле необходимо производить медленно, чтобы детали котла прогревались равномерно, в противном случае в результате температурных напряжений возможны течи в швах, появление трещин в металле котла и другие дефекты. Подъем пара производить при открытом воздушном клапане. Время разводки огнетрубных котлов должно составлять 6—8 ч, а водотрубных — 2—3 ч в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей.

        При заполнении котла горячей водой время разводки может быть сокращено на 1—2 ч. По мере подогрева котельной воды и подъема пара проверяется плотность крышек, люков и лазов.

        При включении утилизационных котлов в работу убеждаются в нормальном уровне воды, включают питательные насосы, затем ставят газовые захлопки в положение, сообщающее котел с выхлопным коллектором двигателей внутреннего сгорания. Для пуска автоматизированных котельных установок на электрозащите ставят переключатель в положение «автоматическая работа». С включением автоматического управления вводится в действие котельный вентилятор, топливный насос, подается ток к электродам зажигания. С воспламенением топлива электроды зажигания отключаются, процесс горения регулируется терморегуляторами или реле давления пара. Воздушный кран закрывают при давлении пара более 1 ати. Водоуказательные приборы продувают, проверяя их показания с помощью пробных кранов в первый раз при достижении давления 1 кГ/см 2 . После того, как давление пара достигает 3 кГ/см 2 , осматривают все фланцы, лазы и горловины и обжимают ключом их гайки. При достижении давления около 5 кГ/см 2 котел подпитывают водой и продувают сначала через краны верхнего, а затем нижнего продувания.

        При достижении примерно половины рабочего давления убеждаются в исправности предохранительных клапанов, поднимая их ручным приводом, а затем еще раз проверяют действие манометров и водоуказательных приборов.

        Время от разведения огня в топке до появления пара в котле должно составлять не менее 1/з—1/2 общего времени подъема пара. После достижения рабочего давления пара в котле снова проверяют манометры, предохранительные клапаны и водоуказательные приборы, Уровень воды в котле к этому времени должен быть равен рабочему.

        Современные паровые котлы высоконапряженны и имеют малую аккумулирующую способность. В этой связи, поддержание нормального уровня воды является важнейшим условием безаварийной работы котла, так как упуск воды на несколько минут приводит к пережогу водогрейных труб и полному выходу котла из действия. В исправном водоуказательном приборе уровень воды всегда слегка колеблется. Правильность показаний водоуказательных стекол проверяют продувкой один — два раза за вахту. При выходе водоуказательного прибора из строя до устранения неисправностей, но не более 10—15 мин, пользуются пробными кранами.

        Категорически запрещается питание котла при падении уровня ниже нижнего водопробного крана. В этом случае, во избежание аварии, следует немедленно прекратить горение, выключить питательные насосы, перекрывать стопорные клапаны и принять все меры к тому, чтобы предохранить котел от резкого охлаждения. В противном случае возможны расстройство швов, появление трещин и другие тяжелые последствия.

        Важнейшим условием поддержания нормального рабочего уровня воды в котле является постоянное наблюдение за водой в теплом ящике, работой питательных насосов, автоматическим управлением питания.

        Повышение температуры воды в теплом ящике выше 50° С приводит к запариванию насоса (при всасывании, в результате испарения воды, водяной цилиндр заполняется паром), срыву его подачи. Прекращение подачи воды в котел может быть также из-за неисправности приемных и нагнетательных клапанов питательного насоса, отсутствия воды в теплом ящике и другим причинам.

        Переполнение котла выше рабочего уровня и особенно его запрессование водой может привести к выходу из строя работающих вспомогательных быстроходных паровых механизмов.

        Контроль качества горения в топке осуществляется периодическим наблюдением через специальный глазок или с помощью газоанализатора ОРСа.

        Полного сгорания топлива можно добиться путем правильного ведения процесса горения. Для этого необходимо соблюдение соотношения подаваемого в топку топлива и воздуха, поддержание определенного (указанного инструкцией) давления воздуха. Распыл и сгорание топлива зависят от влажности, вязкости, степени подогрева, установки форсунок и ряда других факторов. Механические форсунки должны очищаться от нагара и отложений после каждых 8 ч работы. При внезапном прекращении горения необходимо немедленно закрыть мазутный клапан во избежание возможного скопления топлива на поде топки (что может явиться одной из причин взрыва котла).

        При выводе котельной установки из действия последовательно выключается система автоматического управления, подача топлива, воды и воздуха в котел. У котлов с ручным обслуживанием вывод из действия производится путем поочередного выключения форсунок, топливного насоса, вентилятора и питательных средств котла. Утилизационные котлы выключаются из работы после остановки питательных насосов и постановки газовой захлопки в нерабочее положение. В случае вывода котла из действия пар стравливается на вспомогательные механизмы, а оставшееся давление используется для производства верхнего продувания (для удаления с поверхности воды масла и других механических примесей), а затем нижнего продувания. После остывания котла оставшаяся вода полностью удаляется.

        Если вспомогательный котел один, то арматура всех: систем ставится в нерабочее состояние, а из магистральных трубопроводов удаляется вода, пар и воздух. При двух или не скольких котлах, работающих параллельно, все клапаны, связанные системой трубопроводов с другими котлами, плотно закрываются и завязываются проволокой с закреплением дощечки с надписью «не открывать». При охлаждении котла воспрещается применение искусственных мер, как например, подкачивание-холодной воды, образование сквозняков и пр.

        Несоблюдение инструктивных норм обработки воды приводит к большим отложениям накипи уже через первые 1000 ч работы котла, что приводит к большим потерям топлива, перегреву металла и вызывает необходимость механической или химической очистки котла от накипи. Механическая очистка производится с помощью скребков, кирок, а также электрических и пневматических инструментов. В водотрубных котлах для этой цели используются проволочные щетки и шарошки. Шарошка представляет собой фрезу, соединенную гибким металлическим или прорезиненным шлангом с валом электромотора или насосом (инжектором); в последнем случае корпус фрезы будет представлять гидравлическую турбинку. После чистки котла его промывают струей горячей воды под давлением 2—3 ати и температуре до 65° С.

        Химическая очистка производится путем щелочения котла или кислотной промывки. При щелочении котел заполняется на 20—30 мм выше нормального уровня водным раствором антинакипина и при давлении 1,5—2 ати через каждые 2 ч производится верхняя и нижняя продувки. Дозировка антинакипина применяется из расчета 8—10 кг на 1 т воды.

        Продолжительность операции щелочения должна быть не менее 10 ч. Отложение сажи и минеральных продуктов со стороны газов служит главной причиной неэкономичной работы котлов. Очистка дымогарных и водогрейных труб от сажи производится банником.

        Процесс очистки поверхности нагрева котла от сажи называется «банением». Банение трубок ручным или механическим банником производится при минимальной нагрузке котла через открытую прогарную дверцу у огнетрубных котлов или через специальные люки в кожухе у водотрубных котлов. В огнетрубных и комбинированных котлах применяют ручную очистку дымогарных труб ершами и обдувку с помощью переносного парового банника (рис. 122).

        Сопло ручного банника открывается при нажиме его головки на края дымогарных труб. Обдувку банником труб можно производить перегретым или охлажденным паром при давлении его не менее 12 ати или сжатым воздухом. Обдувка радиационных поверхностей нагрева водотрубных котлов производится специальными сопловыми сажеобдувочными устройствами. Сопла этих устройств, с помощью которых производится обдувка поверхностей нагрева, приводятся в действие от специальных механических приводов, вынесенных наружу котла. Обдувка сажи облегчается с применением присадок типа ВНИИНП-102 и других, делающих сажу более рыхлой и пористой. В настоящее время присадки преимущественно вводятся на нефтебазах (в количестве 0,2% от веса мазута), т. е. судно бункеруется мазутом с растворенной присадкой.

        В последнее время широко применяют промывку поверхностей нагрева котла со стороны газов. Промывку ведут струей горячей воды (60—70°С), подаваемой под давлением 12—13 ати к специальной длинной трубе с одним-четырьмя соплами диаметром 3—5 мм. Лучшие результаты получаются при промывке щелочным раствором, т.е. с добавлением соды и моющих веществ. Промывку ведут сверху вниз, а потом со стороны топки.

        Футеровка предохраняется брезентом. После промывки рекомендуется нанести слой защитной краски и сразу же просушить котел.

        В котле происходят сложные физико-химические процессы, которые могут вызвать в условиях эксплуатации как отклонения основных параметров рабочих сред от их нормальных значений, так и изменить состояние отдельных элементов, следствием чего может быть отказ в работе агрегата.

        Таким образом, неисправности могут привести к изменению давления и температуры пара, воды, воздуха, газов и топлива, а также нарушению нормального процесса горения и изменению уровня воды. Следствием отклонения условий работы от нормальных может явиться появление перегрева или пережога парообразующих труб, а также трещин, свищей и разъеданий металла в отдельных элементах котла.

        Неуклонное выполнение правил и инструкций технической эксплуатации - лучшее средство для предотвращения неполадок и выхода котла из строя.

        Рассмотрим кратко некоторые наиболее часто встречающиеся неполадки в работе котлов и меры их устранения.

        Упуск воды является частой и весьма опасной аварией. Причиной упуска воды чаще всего бывают неполадки в работе автоматов питания и недостаточное наблюдение за уровнем воды в котле. Последняя причина является главной при работе котлов на стоянке, особенно в ночное время. В котлах типа «Ла-Монт» часто засоряются шламом отверстия шайб, установленных на входе воды в змеевики, что нарушает циркуляцию.

        Если уровень воды еще виден в стеклах водоуказательного прибора, но быстро снижается, необходимо уменьшить горение (подачу топлива и воздуха) и усилить питание котла. При этом следует перейти на ручное управление питанием и при необходимости воспользоваться вторым питательным клапаном и дополнительными питательными средствами.

        В этом случае, если удалось, усилив питание, удержать уровень воды в котле и избежать обнажения поверхностей нагрева, необходимо до восстановления нормального уровня регулировать питание вручную. Упуск воды, т.е. снижение уровня в барабане с оголением нагрева, приводит к тяжелой аварии любого котла и может стать причиной взрыва огнетрубного котла.

        Поэтому, если принятые меры не помогли и уровень продолжает снижаться или в обоих водоуказательных стеклах после их продувания воды не видно, следует выключить форсунки быстрозапорным клапаном, остановить топливный насос, выключить вентиляторы и дымососы, прекратить питание и, отключив котел от паровой магистрали путем закрытия главного стопорного клапана, открыть с помощью ручного привода предохранительный клапан для снижения давления пара.

        При упуске воды категорически запрещается включать питание, так как подача воды на раскаленные поверхности нагрева приведет к интенсивному парообразованию и может ускорить развитие аварии. Если перерыв в питании продолжался несколько минут и уровень воды затем был восстановлен без видимого ущерба для агрегата, котел необходимо немедленно вывести из действия и тщательно осмотреть, чтобы своевременно обнаружить возможные следы перегрева, деформации труб, камер и других элементов, находящихся под давлением.

        Если произошел упуск воды, то после вывода котла из действия и охлаждения до температуры 60-70°С спускают воду, а котел подвергают внутреннему осмотру. Если при осмотре обнаружены следы перегрева, что видно по измененному цвету налета накипи, а иногда и металла, то агрегат нельзя вводить в действие без предъявления инспектору классификационного общества. Котел без признаков перегрева можно снова ввести в действие после испытаний на рабочее давление, убедившись в том, что течи в нем отсутствуют.

        Перепитка котла водой (чрезмерно высокий уровень) может произойти при неисправности водоуказательных приборов или автоматов питания. Чаще всего такие случаи наблюдаются на стоянке.

        При перепитке возможны гидравлические удары и повреждения паропровода.

        Если обнаружено, что уровень воды в котле значительно выше нормального или ушел за верхнюю гайку водоуказательного прибора, следует немедленно открыть краны продувания коллекторов пароперегревателей и продуть водоуказательные приборы. Если при этом уровень понизится, но быстро уйдет вверх, нужно уменьшить питание, открыть верхнее продувание и уменьшить нагрузку котла.

        Вскипание воды в котлах в настоящее время происходит редко, так как при правильном водном режиме и нормальной эксплуатации котла устраняются причины этого явления.

        Вспенивание воды по всей поверхности зеркала испарения может произойти при содержании в воде масла, при большой плотности воды, или чрезмерном количестве вводимого антинакипина. При перепитке котла или резком увеличении расхода пара может произойти вскипание воды в котле, причем в пароперегреватель будет выброшена значительная масса воды. При вскипании уровень воды в водоуказательных стеклах сильно колеблется.

        При вскипании или вспенивании воды принимают такие же меры, как и при перепитке котла. После ликвидации последствий вскипания следует установить и устранить его причину: снизить щелочность воды, установить строгий водный режим.

        Перегрев испарительных труб чаще всего возникает в ближайших к топке рядах труб, работающих с наиболее высокими тепловыми напряжениями, в результате расстройства циркуляции и попадания в котел масла или при образовании накипи.

        Первый признак перегрева - покраснение и провисание труб. При сильном перегреве в трубах могут появиться трещины. При этом сначала слышен короткий резкий хлопок и затем сильное шипение и свист пара, давление в котле падает, из дымовой трубы выходит пар. Уровень воды в водоуказательных приборах быстро падает.

        При разрыве трубы следует считаться с опасностью выбрасывания пламени из топки и ожогов обслуживающего персонала. При первых признаках перегрева труб необходимо немедленно с помощью быстрозапорного клапана на топливной магистрали закрыть клапан подачи топлива, прекратить горение в топке и прекратить питание котла. Затем следует закрыть главный стопорный клапан, создать условия медленного остывания котла вместе с водой.

        После остывания котла воду выпускают, находят поврежденную трубку и в зависимости от обстоятельств, трубку заменяют либо заглушают ее изнутри коллекторов коническими пробками из мягкой стали. Затем котел заполняют водой и подвергают гидравлическому испытанию на рабочее давление и при отсутствии замечаний вводят в действие.

        Читайте также: