Для геонавигации в реальном времени в условиях проводки горизонтальных скважин необходимо

Обновлено: 30.09.2022

1 Национальный исследовательский Томский политехнический университет Институт природных ресурсов Кафедра бурения скважин Геонавигация в бурении Курс лекций Автор: Епихин А.В. ст. преп. каф. бурения скважин Томск-2016 г.

2 Тема 3 Параметры проектирования наклонно-направленных скважин и вписываемость КНБК. 2

3 Определение нагрузок на забое скважины Интервал набора угла где P н нагрузка от колонны бурильных труб на вышележащем интервале, кн; μ коэффициент трения; R радиус кривизны интервала; θ 2 зенитный угол в конце интервала; θ 1 зенитный угол в начале интервала; γ угол трения. 3

4 Определение нагрузок на забое скважины Интервал снижения угла где P н нагрузка от колонны бурильных труб на вышележащем интервале, кн; μ коэффициент трения; R радиус кривизны интервала; θ 2 зенитный угол в конце интервала; θ 1 зенитный угол в начале интервала; γ угол трения. 4

5 Определение нагрузок на забое скважины Интервал стабилизации угла где P н нагрузка от колонны бурильных труб на вышележащем интервале, кн; μ коэффициент трения; l длина интервала; θ зенитный угол на интервале. 5

6 Нагрузки на крюке при подъеме инструмента Интервал набора угла Интервал снижения угла Интервал стабилизации угла 6

7 Взаимодействие бурильной колонны со стенками скважины - Снижение осевой нагрузки на долото; - Увеличение отбора мощности на вращение колонны; - Возникновение желобных выработок; - Увеличение нагрузки на крюке при подъеме инструмента. 7

8 Взаимодействие бурильной колонны со стенками скважины Силы сопротивления при осевом перемещении колонны При движении вверх При движении вниз B прирост нагрузки от веса колонны на интервале, кн; θ с средний зенитный угол на интервале. Q нагрузка от веса бурильных труб на вышележащем интервале; ϕ сумма приращений искривления на участках интервала ствола (суммарный угол охвата криволинейного ствола бурильной колонной); f коэффициент сопротивления. 8

9 Взаимодействие бурильной колонны со стенками скважины Фактическая осевая нагрузка на долото 1 случай: В процессе бурения вес растянутой части (Bр) бурильной колонны соизмерим с общей нагрузкой от веса колонны без УБТ или с УБТ малой длины 2 случай: Если вес растянутой части колонны не определяли, то его определяют по индикатору веса G собственный вес бурильной колонны, кг; τ коэффициент, учитывающий действие осевых сил; Q 0 нагрузка на талевую систему в состоянии покоя; Q Б нагрузка на талевую систему в процессе бурения; Q ВВ нагрузка на талевую систему при движении колонны вверх; T ВН нагрузка на талевую систему при движении колонны вниз; G ТС вес талевой системы буровой установки. 9

10 Вписываемость КНБК бурильной колонны - Выбор оборудования для заданных условий бурения; - Проектирование профилей с учетом имеющегося в наличии оборудования; - Определение граничных условий применения данной КНБК; - Проходимость обсадной колонны в проектируемом профиле. 10

11 Вписываемость КНБК бурильной колонны Минимальный радиус кривизны для вписываемости забойного двигателя L зд длина забойного двигателя, м; D д диаметр долота, м; d зд диаметр забойного двигателя, м; k коэффициент устойчивости ствола скважины (для мягких пород равный 0, для твердых пород 3-6). 11

12 Вписываемость КНБК бурильной колонны Минимальный радиус кривизны для роторного бурения l длина бурильной трубы, м; D д диаметр долота, м; d бт диаметр бурильной трубы, м; β угол отклонения оси бурильной трубы от оси скважины (обычно составляет 0,3-0,5 о ). Минимальный радиус кривизны для спуска обсадной колонны E модуль продольной упругости 2,1*10 6 кгс/см 2 ; d н диаметр обсадной трубы, м; [σ из*1 ] допустимое напряжение от изгиба при статических нагрузках (для стали марки Д равно 2000 кгс/см 2 ). 12

13 Вписываемость КНБК бурильной колонны Минимальный радиус кривизны для работы бурильных труб бурильных труб В верхней части ствола d н диаметр бурильной трубы, м; F площадь поперечного сечения бурильной трубы, см 2 ; σ т предел текучести (для расчетов принимается 3600 кгс/см 2 ); P максимальная растягивающая нагрузка, действующая на колонну в точке изгиба ствола, кгс. В нижней части ствола d н диаметр бурильной трубы, м; F площадь поперечного сечения бурильной трубы, см 2 ; σ р напряжение растяжения (для расчетов принимается 1400 кгс/см 2 ); α к коэффициент концентрации местных напряжений (для расчетов принимается равным 1). 13

14 Вписываемость КНБК бурильной колонны Минимальный радиус кривизны для работы бурильных труб бурильных труб При допустимом давлении замков на стенки скважины (при длине свечи 25 м) Т Д допустимая сила прижатия замка к стенке скважины, кн (для мягких пород 10 кн; для средних пород кн, для твердых и крепких пород кн); P осевое усилие на колонну, кн. 14

15 Вписываемость КНБК бурильной колонны Минимальный радиус кривизны для работы бурильных труб При вращении колонны бурильных труб σ -1 предел выносливости пи симметричном цикле; σ т среднее постоянное напряжение цикла; k 1 коэффициент запаса прочности (1,4-1,6); σ 0 предел выносливости при ассиметричном «отнулевом» цикле; f стрела прогиба. 15

16 Тема 4 Проектирование профилей наклоннонаправленных скважин 16

17 Требования к профилю скважин Проектный профиль скважины должен обеспечивать: выполнение скважиной поставленной задачи при требуемом качестве; вскрытие пласта (геологического объекта) в заданной точке при допустимых отклонениях от нее; максимально высокие дебит скважины и коэффициент извлечения нефти; максимально возможное сохранение коллекторских свойств продуктивного горизонта; оптимальное соотношение затрат средств и времени на сооружение скважины. 17

18 Общий порядок проектирования и ограничения 1. Выбор типа профиля. 2. Определение допустимой интенсивности искривления. 3. Расчет профиля. Максимально допустимый зенитный угол в интервале увеличения угла 40 0 ; в интервале установки погружного насоса 30 0 ; при входе в продуктивный пласт Максимально допустимая интенсивность искривления в интервале искусственного искривления скважины 1,5град/10м; в интервале установки погружного насоса 3град/100м. 18

19 Классификация профилей направленных скважин По количеству интервалов с неизменной интенсивностью двухинтервальные трехинтервальные четырехинтервальные пятиинтервальные прочие По виду профиля S-образные J-образные По величине радиуса искривления с большим радиусом со средним радиусом с малым радиусом со сверхмалым радиусом 1 2 Какой профиль S-образный, а какой J-образный? 19

20 Достоинства и недостатки разных профилей Двухинтервальный профиль Преимущества: максимальный отход скважины. Недостатки: постоянное применений специальных компоновок (отклонителей) на втором интервале. Трехинтервальный профиль с третьим прямолинейным участком Преимущества: минимальное время бурения с отклонителем; сравнительно большая величина отхода. Недостатки: возможность осложнений при бурении третьего интервала, особенно в абразивных породах средней твердости и твердых. 20

21 Достоинства и недостатки разных профилей Трехинтервальный профиль с третьим криволинейным участком Преимущества: упрощается проходка третьего интервала. Недостатки: уменьшается отход при прочих равных условиях; увеличивается длина интервала бурения с отклонителем. Четырехинтервальный профиль с четвертым интервалом уменьшения зенитного угла Преимущества: сравнительно большая величина отхода; уменьшение вероятности осложнений в процессе бурения. Недостатки: возрастание сил сопротивления перемещению колонны туб. 21

22 Достоинства и недостатки разных профилей Четырехинтервальный профиль с четвертым интервалом увеличения зенитного угла Преимущества: увеличения поверхности фильтрации и зоны дренирования; увеличения дебита скважины; увеличения коэффициента нефтеотдачи пласта. Недостатки: сложность реализации. Пятиинтервальный профиль Преимущества: при эксплуатации скважины возможна установка насосного оборудования в зоне продуктивного горизонта. Недостатки: существенное увеличение нагрузки на крюке за счет сил трения. 22

24 Порядок расчета профиля По ранее пробуренным скважинам определяются закономерности искривления и влияние на него различных факторов. По схеме кустования или структурной карте и геологическим разрезам определяются проектный азимут скважины, глубина скважины по вертикали и проектный отход (смещение). Определяется конечная глубина верхнего вертикального участка. Выбирается КНБК, обеспечивающая необходимую интенсивность искусственного искривления. Производится расчет профиля, т.е. определяются зенитные углы в начале и в конце каждого интервала и величины проекций каждого интервала на горизонтальную и вертикальную плоскости, а также длина каждого интервала по оси скважины. 24

25 Проектирование по номограммам Исходные данные: - Глубина скважины по вертикали; - Отход скважины; - Зенитный угол в конце интервала набора. 25

26 Методика расчета профилей направленных скважин Вид участка профиля Проекция участка Длина участка горизонтальная вертикальная Вертикальный 0 H в H в Участок начального искривления Малоинтенсивное увеличение зенитного угла Малоинтенсивное уменьшение зенитного угла Тангенциальный участок L (известна длина участка) Тангенциальный участок (известна его вертикальная проекция H г ) Примечание α, α 1, α 2 зенитные угла соответственно в конце участка начального искривления, в начале и конце искривленного участка; α L зенитный угол тангенциального участка; R радиус кривизны участка профиля; L длина тангенциального участка профиля. 26

27 Методика расчета профилей направленных скважин МЕТОДИКА АЗИНЕФТЕХИМА РАСЧЕТА ПЛОСКОСТНЫХ ПРОФИЛЕЙ Ствол скважины на участках набору и снижения зенитного угла искривляется не с постоянной интенсивностью по дуге окружности, а с переменной. Исходные данные: глубина скважины по вертикали H, проектное отклонение A забоя от вертикали, проектный азимут ϕ. Предусматривается, что на участке набора зенитного угла при помощи ориентируемой КНБК осуществляется набор угла искривления не менее 5 градусов, затем при помощи ориентируемой КНБК он увеличивается до требуемой величины. Требуемый максимальный зенитный угол: α=arctg K K=A-y1-K2 H-H1-H2H1+H2-x2 y1=k12 (x1-x2) K1=tg α1 K2=tg α2 H1=H x3h-x3 lnhx3 H2=x2-x1x2+x1 (x1+2 x2) K3 H3=x2-x13 (x2+x1) (x1+2 x2) α 1, α 2 зенитные углы соответственно в конце интервалов набора и уменьшения, градус; x 0, x 1, x 2, x 3 глубина скважины по вертикали соответственно в начале забуривания наклонного ствола и в конце интервалов увеличения, стабилизации и уменьшения зенитного угла, м. x1=x0+k1i1 x2=x1+k0-k1i2 x3=h+k0-k2i3 27

28 Методика расчета профилей направленных скважин Интервал профиля Длина ствола скважины, м Зенитный угол Горизонтальное По вертикали По стволу смещение ствола, м Увеличение зенитного ориентируемыми КНБК (II) Увеличение зенитного неориентируемыми КНБК (III) Стабилизация зенитного угла (IV) Уменьшение зенитного угла (V) 28

29 Методика расчета профилей скважин с горизонтальными участками ствола РАСЧЕТ НАПРАВЛЯЮЩИХ ЧАСТЕЙ ПРОФИЛЯ Вид профиля Исходные данные Расчет H, A, α H, A, α, α 1, R 1 H, A, α, α 1, R 1, R 3 H, A, α, α 1, R 1, R 3, α 3, R 4 H, A, α, α 1, R 1, R 2, α 2 29

30 Методика расчета профилей скважин с горизонтальными участками ствола РАСЧЕТ ГОРИЗОНТАЛЬНОГО УЧАСТКА ПРОФИЛЯ Вид профиля Исходные данные Расчет α величина зенитного угла в начале горизонтального участка; S п протяженность горизонтального участка по пласту; T 1 и T 2 предельные отклонения оси горизонтального участка в поперечном направлении. 30

31 Методика расчета профиля многозабойной скважины Исходные данные: H г глубина по вертикали начала условно-горизонтального участка, R радиус набора зенитного угла на втором участке, α т зенитный угол условно-горизонтального участка, ϕ п азимут условно-горизонтального участка, L длина условно-горизонтального участка, S i расстояние между началом забуривания ответвления по длине горизонтального ствола, h гi смещение конца участков ответвлений относительно условно-горизонтального ствола в вертикальной плоскости, h пi - смещение конца участков ответвлений относительно условно-горизонтального ствола в горизонтальной плоскости, r i радиус искривления ответвлений. Sпi=ki (2 ri-ki) sinαг ki=hri2+hпi2 γ i угол охвата соответствующего ответвления, градус. γi=arctg ki (2 ri-ki)ri-ki Вспомогательные коэффициенты: l=k (r-k)k (2 r-k) p=g2+d2 m=k 2 r-k α г - зенитный угол условного горизонтального ствола, радиан; r радиус искривления ответвления, м; h г смещение ответвления относительно условно-горизонтального ствола в вертикальной плоскости, м; h п смещение ответвления относительно условногоризонтального ствола в горизонтальной плоскости, м; ϕ п проектный азимут, рад. 31

32 Методика расчета профиля многозабойной скважины Участок Длина, м Проекция, м Вертикальная Горизонтальная Вертикальный (0-1) - Набора зенитного угла (1-2) Условногоризонтальный (2-7) L 2-3 S S п1 3-5 S S п2 5-7 S 2 32

33 Методика расчета профиля многозабойной скважины Тип ответвления Зенитный угол в конце участка, рад n g d Азимут в конце участка, рад 33

34 Методика расчета пространственного профиля скважины: 1 методика Исходные данные для расчета: H пр - проектная глубина скважины по вертикали; H кр - глубина кровли пласта; H н - глубина наклонной части ствола по вертикали; H в - вертикальный участок; A твп - отклонение точки входа в пласт от вертикали; i - интенсивность набора зенитного угла; R 1 - радиус искривления ствола в плоскости начального искривления; R 1 - радиус искривления ствола в плоскости конечного искривления; α 2 - конечный угол искривления ствола скважины; Δφ - изменение азимутального угла ствола скважины; L г - длина горизонтального участка ствола. Начальный зенитный угол Начальные параметры профиля при Δϕ=ϕ 2 - ϕ 1 Угол пространственного искривления Угол наклона плоскости конечного искривления (ПКИ) и ПНИ Параметры положения профиля с учетом поправки на изменение азимутального направления ствола ГС Необходимый начальный азимутальный угол Необходимый начальный зенитный угол Угол пространственного искривления и угол наклона плоскости конечного искривления (ПКИ) и ПНИ 34

35 Методика расчета пространственного профиля скважины Длина скважины по стволу, м Проекции вертикальная, м горизонтальная, м впни впки Вертикальный. - Набор начального зенитного угла Наклонно прямолинейный участок - - Набор конечных параметров кривизны ствола Горизонтальный участок - 35

36 Методика расчета пространственного профиля скважины: 2 методика Исходными данные для расчета: начальный зенитный угол (α 0 ); зенитный угол на участке стабилизации (α 1 ); угол входа в продуктивный горизонт (α 2 ); конечный зенитный угол в продуктивном горизонте (α 3 ); начальный азимутальный угол (ϕ 0 ); азимутальное изменение за каждый интервал бурения (Δϕ 1, Δϕ 2, Δϕ n ); проектное смещение (А твп ); глубина скважины по вертикали до кровли продуктивного пласта (H кр ); глубина вертикального участка (h 1 ); глубина продуктивного пласта (h пл ); смещение в продуктивном горизонте (a по ) для наклонно направленных скважин или длина Углы пространственного искривления горизонтального участка (д u ) для горизонтальных скважин. Азимутальный угол поправки, необходимый для коррекции профиля непосредственно перед началом бурения относительно круга и коридора допуска Начальный азимутальный угол с учетом поправки Начальный зенитный угол с учетом поправки на изменение азимутального направления 36

37 Длина скважины по стволу, м Методика расчета пространственного профиля скважины: 2 методика Смещение, м вертикальная Вертикальный Проекции горизонтальная Z X Y Набор зенитного угла Наклонно прямолинейный Набор зенитного угла Участок набора зенитного угла в продуктивном пласте Горизонтальный участок Примечание: В графе проекции (X) ϕ 1, ϕ 2, ϕ 3, ϕ 4 - азимутальные углы в конце интервала с учетом начального азимута ϕ 0. 37

38 Вопросы для самопроверки 1. Как влияет искривленность ствола скважины на величину осевой нагрузки, передаваемой на забой? 2. Как влияет искривленность ствола скважины на величину частоты вращения, передаваемой на забой? 3. Как влияет искривленность ствола скважины на величину крутящего момента, передаваемого на забой? 4. Как влияет искривленность ствола скважины на величину нагрузки на крюке при подъеме инструмента из скважины? 5. Как влияет искривленность ствола скважины на величину мощности, отбираемой от приводов буровой установки? 6. Что учитывает слагаемое (1 ρ бр /ρ ст ) в расчетах нагрузок? 7. Из-за чего возникают желобные выработки в скважине? 8. С какой целью определяют вписываемость КНБК в профиль скважины? 9. Как зависит минимальный радиус кривизны скважины от длины выбранного забойного двигателя? 10. Как зависит минимальный радиус кривизны скважины от диаметра выбранного забойного двигателя? 11. Как зависит минимальный радиус кривизны скважины от соотношения диаметра выбранного забойного двигателя и диаметра долота? 12. Как зависит минимальный радиус кривизны скважины от диаметра обсадной колонны спускаемой на данном интервале? 31

39 Вопросы для самопроверки 13. Как зависит сопротивление перемещению колонны труб в скважине от площади соприкосновения бурильной колонны со стволом скважины? 14. Классификация профилей скважины по количеству интервалов? 15. Классификация профилей скважины по виду профиля? 16. Классификация профилей скважины по величине радиуса искривления? 17. Достоинства и недостатки двухинтервального профиля скважины? 18. Достоинства и недостатки трехинтервального профиля скважины с третьим прямолинейным участком ствола? 19. Достоинства и недостатки трехинтервального профиля скважины с третьим участком падения угла? 20. Достоинства и недостатки четырехинтервального профиля скважины с четвертым участком падения угла? 21. Достоинства и недостатки четырехинтервального профиля скважины с четвертым участком увеличения угла? 22. Достоинства и недостатки пятиинтервального профиля скважины с четвертым участком падения угла? 23. В чем суть проектирования профиля скважины по номограммам? 31

Наша компания предоставляет сервис геологического сопровождения бурения (геонавигация) горизонтальных скважин и боковых горизонтальных стволов. Геонавигация скважин в процессе бурения организована по стандартам лидирующих сервисных и консалтинговых компаний отрасли. Как правило, сервис включает в себя посадку скважины в целевой пласт и навигацию горизонтального участка в целевом интервале.

Все работы выполняются в собственном программном обеспечении - Geosteering office®.

Что такое геонавигация?

Геонавигация - это процесс корректировки траектории скважины в режиме реального времени с целью увеличения проходки по наиболее продуктивной части пласта-коллектора. Решения по корректировке траектории основываются на анализе данных каротажа во время бурения (MWD/LWD) при помощи специализированного для геонавигации программного обеспечения.

Телеметрическое сопровождение бурения скважин – одна из передовых технологий, позволяющих максимально повысить производительность скважин. Контроль над скважиной в процессе бурения осуществляется в соответствии с показаниями каротажных приборов, для полноты картины подключаются еще и косвенные данные (например, шлам).

Геологическое сопровождение буровых работ осуществляется ежедневно в круглосуточном режиме (24/7). Два инженера по геонавигации в две смены по 12 часов осуществляют загрузку и обработку данных в специализированном программном комплексе и при необходимости выдают рекомендации по корректировке траектории скважины.

Для чего нужна геонавигация?

Погрешности и неопределенности, возникающие в процессе планирования и бурения скважин, приобретают критическое значение в случае горизонтальных скважин т.к. величина погрешности становится сопоставима с размерами целевого интервала, что приводит к высокому риску потери части или всего горизонтального ствола в неколлекторе. К таким погрешностям относятся в первую очередь вертикальная погрешность данных сейсмики, неопределённость по углу залегания структуры, а так же погрешности связанные непосредственно с процессом бурения и расчета траектории скважины: погрешности инклинометрии и расчета траектории скважины между точками замера.

Например, для горизонтальной скважины забоем 3000 – 3500м суммарная погрешность может доходить до нескольких метров по вертикали. Сопровождение бурения горизонтальных скважин позволяет свести к минимуму подобные риски, так же как сопровождение наклонно направленного бурения дает возможность наиболее точно рассчитать траекторию и скорректировать ее по ходу выполнения работ.

Синим выделена плановая траектория, красным - фактическая. На этом примере видно, как геонавигация скважины в пласте, изменяющим угол залегания от плановой модели на не более чем 0,6 градусов, позволило увеличить проходку по коллектору (NTG) с 35% до 92%.

Какие методы и измерения используются для геонавигации?

Основные два метода геонавигации отличаются по типам измерений, получаемых в процессе бурения:

Программный комплекс «Geosteering Office» предназначен для геонавигации горизонтальных скважин в режиме реального времени. В программе реализован метод корреляции синтетических и фактических кривых каротажа во время бурения, путем изменения геометрии структурных поверхностей разреза. Данный программный комплекс содержит в себе все необходимые геонавигатору инструменты, как для проводки горизонтального участка, так и для посадки скважины в пласт.

Основные отличительные особенности, подтвержденные отзывами наших Заказчиков:

  • Надежность. Программа исключительно надежна в эксплуатации, работает стабильно и без сбоев. Также во избежание возможных потерь данных и времени в процессе бурения скважины, вся загружаемая информация и любые изменения в проекте автоматически сохраняются в файл проекта. Таким образом, в случае внезапного выключения/перезагрузки компьютера или закрытия программы, пользователь не потеряет несохраненную работу.
  • Простота. Простота изучения и использования ПО позволяет полноценно внедрить его на предприятии в течении несколько часов. Некоторые наши Заказчики, с предыдущим опытом геонавигации, сумели полноценно освоить ПО в течении 1-2 часов, не обращаясь к руководству пользователя.
  • Скорость. За несколько минут можно создать и проработать альтернативный сценарий проводки скважины. Каждая из функций максимально нацелена на удобство и быстроту реализации, а уникальный интерактивный интерфейс позволяет гораздо быстрее и точнее подобрать значение нужного параметра (угол залегания, вертикаль или мощность пласта), чем при пошаговом перестроении кривых, когда искомый параметр подбирается дискретно.

Почему необходимо использовать синтетические кривые?

Как известно, вертикальная межскважинная корреляция становится неинформативной для геологического сопровождения бурения скважин при зенитных углах близких к 90°, когда траектория скважины практически параллельна залегающим пластам. Что, как правило, и наблюдается при бурении горизонтального участка скважины. Однако если пласт залегает не горизонтально, то проблемы с вертикальной корреляцией появляются уже на этапе посадки скважины в пласт. Это вызвано тем, что даже при небольших углах залегания пласта вертикальная проекция достаточно сильно искажается из-за влияния больших зенитных углов самой траектории скважины. Такое искажение приводит к значительным неопределенностям вертикальной корреляции перед входом в пласт, а во многих случаях к ошибочному выделению маркерных пропластков и неточной посадке. Таким образом, в условиях больших зенитных углов, вертикальная межскважинная корреляция становится неприменима, а наиболее эффективным решением задач посадки скважины в пласт и проводки горизонтального участка будет применение метода корреляции синтетических и фактических кривых каротажа.

Метод корреляции синтетических и фактических кривых каротажа.

Данный метод предполагает работу инженера с геонавигационным разрезом - вертикальным геологическим сечением вдоль плановой траектории скважины. Геометрия структурных поверхностей разреза задается на основании действующей геологической модели, либо создается вручную.

Затем данному разрезу задаются свойства, согласно ближайшей (наиболее репрезентативной) опорной скважине или пилотному стволу.Построенный таким образом разрез позволяет смоделировать ожидаемый отклик кривых каротажа в данных геологических условиях при бурении вдоль заданной траектории, такие кривые называются синтетическими кривыми каротажа.

Используя геонавигационный разрез и синтетические кривые до начала бурения, инженер по геонавигации прорабатывает различные сценарии поведения геологической структуры и анализирует поведение синтетических кривых каротажа в каждом из случаев. Например, как будут выглядеть кривые при выходе через кровлю, выходе через подошву, пересечении разлома и т.д. В результате такого анализа геонавигатор оценивает ожидаемые риски, а так же определяет оптимальный набор кривых каротажа во время бурения для успешной проводки скважины, согласно поставленным задачам.

Во время бурения, на треки геонавигационного разреза, в режиме реального времени, загружаются фактические кривые каротажа с приборов MWD/LWD, записываемые вдоль фактической траектории скважины (после загрузки фактической траектории, синтетические кривые автоматически перестраиваются вдоль нее). Таким образом, во время бурения, у инженера есть возможность сравнивать и коррелировать между собой фактические и синтетические кривые каротажа. Если на заданном участке бурения синтетические и фактические кривые совпадают, это говорит о том, что текущая модель верно отображает фактически пересекаемый геологический разрез. Если же кривые не совпадают, то текущая модель неверно отображает реально пересекаемый участок структуры и нуждается в корректировке (Рис. 2).

Корректируя структурные углы, а в определенных случаях, и мощности пропластков, инженер по геонавигации добивается приемлемой сходимости кривых и, исходя из обновленной структуры, выдает рекомендации по корректировке траектории бурения.

На данном рисунке показано, как изменение угла структуры на 0.3 град. позволило улучшить сходимость кривых ГК и УЭС на заданном интервале и, соответственно, получить более точную модель структуры для последующей корректировки траектории. Геонавигационный разрез. На верхнем треке отображена синтетическая кривая ГК вдоль плановой траектории скважины для заданного разреза.

Инженер по геонавигации также может определить проекцию на долото с помощью встроенного инструмента планирования.

Инструмент редактирования траектории.

Основные элементы и особенности программы

Поскольку главное предназначение данной программы - это работа в условиях дефицита времени для принятия решений в процессе бурения, то каждая из функций максимально нацелена на удобство и быстроту реализации.

Ниже перечислены некоторые из тех функциональных особенностей, которые делают программу эффективной и удобной в использовании.

Уникальная возможность самостоятельно сопровождать бурение горизонтальных скважин в условиях поступления каротажа в реальном времени.

Используется интерактивный тренажер для геонавигации, созданный нашей командой.


В связи с распространением короновирусной инфекции в мире и ограничением передвижения работников компаний, мы адаптировали программу тренинга под дистанционное обучение, посредством онлайн приложений.
В случае смягчения эпидемиологической ситуации в стране, будем дополнительно информировать о проведении очных курсов по геонавигации.



Если вы заинтересованы в тренинге для вашей команды, пожалуйста, свяжитесь с нами через форму на сайте.

До ближайшего тренинга осталось -- дней

Почему тренинг по геонавигации важен?

Геонавигация - это комбинация различных навыков из области геологии,
бурения и каротажа, а также способность быстро принимать верные
решения и коммуникация с полем и заказчиком.
Всё это необходимо для успешного расположения горизонтальной
скважины в пределах целевого интервала.

Геонавигация невозможна без практики, которая основывается на
ошибках и неверных решениях. Неправильное решение на реальной
скважине может привести как к нескольким часам простоя, так и
многомиллионным боковым стволам или тысячам тонн нефти, которая
никогда не будет добыта. Поэтому реальная горизонтальная скважина -
слишком дорогое поле для практики.

Какую пользу команда получит на тренинге?

  • Участникам тренинга предоставляется уникальная возможность самостоятельно сопровождать бурение горизонтальных скважин в условиях поступления каротажа в реальном времени, используя единственный в мире интерактивный тренажёр для геонавигации, созданный нашей командой специально для того, чтобы максимально приблизить занятия к реальным условиям работы.
  • Тренинг позволит структурировать связь между фундаментальными принципами геонавигации, геологии, бурения и измерений во время бурения (LWD/MWD) и способы применения их в условиях ограниченного времени.
  • Участники освоят необходимые знания для построения предварительного моделирования и выработки стратегии бурения горизонтальной скважины. Используя уникальный интерактивный тренажёр, будут самостоятельно сопровождать бурение, как минимум трёх скважин с горизонтальным окончанием. При этом участники научатся самостоятельно производить своевременные технически правильные корректировки траектории, обновлять геологическую модель, а также обосновывать изменение стратегии бурения заказчику.

Виды тренингов

Для инженеров геонавигаторов

тем, кто собирается применять навыки в повседневной работе. К концу курса участники должны быть готовы выполнить работу по геонавигации самостоятельно.

В этом случае длительность тренинга составляет от трёх до пяти дней, которые подразумевают активную практическую работу с использованием уникального тренажёра для геонавигации горизонтальных скважин.

Для всех остальных специалистов

которые косвенно связанны с принятием решения по корректировке траектории скважины и выработке стратегии бурения (полевые супервайзеры, разработчики, геофизики, инженеры по бурению), то есть для тех, кто имеет дело с горизонтальными скважинами и должен понимать почему бурение по плановому профилю не является правильным решением.

В этом случае продолжительность тренинга составляет от двух до трёх дней, в зависимости от уровня предварительной подготовки и целей участников.


У вас есть вопросы или вы хотите индивидуальный тренинг?

Мы проконсультируем и учтем ваши пожелания.


Отзывы о прохождении тренингов

Отзывы

Любовь Косарева

Трехдневные курсы по Геонавигации по моему мнению очень полезные и содержательные. Я как Production геолог с опытом сопровождения горизонтальных скважин в течении 1.5 лет в геологическом пакете ПЕТРЕЛ получила очень важный объем теоретической и практической информации по инклинометрическим измерениям и телеметрии, каротажу и имиджам в процессе бурения. И что самое важное - познакомилась со специальным программным пакетом для сопровождения горизонтальных скважин, позволяющим выполнять моделирование геологического разреза в процессе проводки, включая литологию и поведение структуры по фактическим замерам и эталонным кривым каротажа в пробуренных вблизи скважинах. При значительной фациальной изменчивости разреза и неопределенности структурного фактора это имеет большое значение. На курсах в реальном времени шло сопровождение бурения нескольких горизонтальных скважин с различными геологическими рисками, с моделированием геологического разреза, с замерами имиджей и контролем азимутальных измерений. Моя рекомендация – посетить курсы по Геонавигации для улучшения эффективности проводки горизонтальных скважин и повышения уровня теоретических знаний.

Кудрицкий Андрей

Работаю геологом по сопровождению бурения. При прохождении тренинга по геонавигации получил важный практический навык по сопровождению скважин на симуляторе в режиме реального времени, позволяющий выполнять корректировку и моделирование геологического разреза в режиме реального времени. Также хочется поблагодарить Игнатова Даниила и Ширшова Антона, которые помогали мне в освоении данной программы.

Советую данный тренинг молодым специалистам, которые работают в бурении, для повышения эффективности проводки скважин в различных геологических условиях.

Выработка практических навыков и хорошее объяснение теоретической части с предоставлением актуальной информации по технологическим достижениям в области геонавигации. Хорошо структурированная презентация. Чередование практических и теоретических занятий, а также кофе-брейков позволяет оставаться "в тонусе" и воспринимать информацию на протяжении всего курса. Советы в формате "на что обращать внимание при работе с Заказчиками" также заставляют обращать внимание на эти моменты.

Вербицкая Лина

Тренинг оказался очень полезным, время потрачено не зря. Полный курс знаний, от моторов до тонкостей проводки скважин с помощью имиджей. Абсолютно уникальный симулятор геонавигации скважин в реальных условиях! Могу советовать этот тренинг всем кто хоть как-то связан с бурением горизонтальных скважин, как для общего понимания, так и для детального разбора всех тонкостей настройки скважины.

Штепин Даниил

Участие в тренинге по геонавигации, организованном ООО «Геонавигация» позволило повысить свои навыки в области геологического сопровождения строительства сложных горизонтальных скважин, обменяться опытом для повышения качества проводки скважин.
Представленный на тренинге интерактивный тренажёр для проведения удаленного мониторинга бурения скважин демонстрирует преимущество совместной интерактивной работы геологов, геофизиков и буровых инженеров в процессе проводки скважин.

1 ПО геонавигации Современные подходы к оптимизации горизонтального бурения Игорь Куваев, Игорь Уваров, Карэн Пайразян Технологии геонавигации при бурении горизонтальных или наклонно-направленных скважин развиваются стремительными темпами. Высококачественная геонавигация становится ключом к оптимизации затрат на бурение, увеличению продуктивности скважин и налаживанию процесса проектирования бурения одной или куста скважин. Такой прогресс важен во все времена, а в текущей ситуации низких цен на углеводороды является зачастую вопросом выживания. Российские специалисты не первый год разрабатывают технологии и успешно конкурируют на мировом рынке программного обеспечения по геонавигации. Программный комплекс СтарСтир (StarSteer), запущенный в качестве стартапа группой российских нефтяников, математиков и программистов три года назад, соединил в себе не только все современные подходы, но и новый, уникальный в мире метод стратиграфической многоскважинной геонавигации. Эта технология адаптирована к самым высоким скоростям проходки, легко интегрирует априорные и оперативно получаемые каротажные данные, что обеспечивает оптимальную корректировку траектории ствола скважины в реальном масштабе времени. Ключевые слова: бурение, горизонтальная скважина, геонавигация, программный комплекс, каротаж во время бурения (LWD), измерения во время бурения (MWD). В последние 15 лет в России и в мире происходит повсеместный переход при разработке месторождений нефти и газа от вертикальных к горизонтальным скважинам. Основной причиной такой трансформации является тот факт, что горизонтальные скважины позволяют максимально увеличить площадь контакта с разрабатываемыми пластами, что, в свою очередь, позволяет получать более высокие дебиты нефти и газа по сравнению с вертикальными скважинами и, соответственно, уменьшить фонд скважин, необходимый для разработки месторождения при сохранении или увеличении коэффициента извлечения нефти (КИН). Для получения наиболее эффективного результата при проводке горизонтальной скважины в пласте применяются методы геонавигации (или геостиринга), позволяющие опережающим образом оптимизировать размещение скважин в лучшей части пласта с точки зрения структуры пласта и коллекторских свойств породы. Управление траекторией ствола скважины в процессе ее бурения (в реальном времени) осуществляется на основании показаний каротажных приборов, находящихся у долота, а также с использованием Рисунок 1 Модельная геонавигация с использованием данных сейсмики Модель 200 м -каротаж: пунктирная линия кривая прогнозных свойств, сплошная линия MWD 10 м априорных данных (сейсмические данные, геологические модели, геомеханика и другие). Еще лет назад не существовало даже такого термина геонавигация (geosteering), сейчас же при бурении порядка 90% всех горизонтальных скважин в мире используются методы геонавигации, от простых до более сложных и технологически усовершенствованных, в зависимости от типа породы, свойств флюидов и сложности геологической структуры пластов. Часто встречается заблуждение, что геонавигация это осуществление процесса максимально точного 48

2 Бурение следования плановой траектории скважины. Это в корне неверно. Дело в том, что структурные, литологические и флюидальные характеристики пласта не могут быть предсказаны со 100%-ой точностью. Поэтому необходима оперативная корректировка траектории ствола скважины во время бурения в реальном времени, чтобы своевременно реагировать на изменения строения пласта вдоль траектории скважины. Приборы для проведения геонавигации На сегодняшний день сервисными компаниями разработаны сотни различных приборов для записи данных в процессе бурения в реальном времени. Их можно разделить на несколько основных групп: приборы записи гамма-, нейтронного и плотностного каротажа во время бурения, имиджеры и приборы для записи данных сопротивления. Необходимый для успешной геонавигации набор приборов определяется исходя из задач планируемой скважины и выбирается в соответствии с конкретными геологическими условиями залегания целевого горизонта. Развитие технологий и методик геонавигации идет по пути максимально эффективного использования данных, записываемых в скважине, в результате чего наблюдается постепенный процесс замещения сложных и дорогостоящих приборов более простыми и зачастую более надежными при улучшении качества геонавигации. Методики геонавигации Падение цен на энергоносители определило вектор развития технологий горизонтального бурения и геонавигации в последние годы. Основной фокус направлен на максимизацию эффективности бурения через сокращение затрат, повышение точности геонавигации и увеличение скорости проходки скважин. В частности, при скоростях бурения /час (реальные значения на некоторых месторождениях Рисунок 2 Стратиграфическая геонавигация 200 м 5 м ГК Опорная 2,5 м Пунктир кривая ГК опорной скважины, сплошная раскрашенная линия проекция данных MWD на стратиграфическую шкалу Игорь Куваев вице-президент по технологиям, компания ROGII. Области профессиональных интересов: технологии бурения, геонавигации, геологического моделирования, проектирование декстопных и мобильных приложений в нефтегазовой индустрии. Игорь Уваров вице-президент по операционной деятельности, компания ROGII. Области профессиональных интересов: технологии бурения, геонавигации, моделирования ГРП в горизонтальных скважинах, развитие международного нефтегазового бизнеса. Карэн Пайразян д. г.-м. н., эксперт, вице-президент по развитию бизнеса, компания ROGII. Области профессиональных интересов: геологоразведка, разработка месторождений, развитие международного нефтегазового бизнеса, IT-технологии для нефтегазовой отрасли. A GEOSTEERING SOFTWARE PACKAGE Geosteering methods to drill horizontal and inclined wells are developing rapidly. Good quality geosteering is becoming key to drilling cost efficiency, and to enhancing well productivity and planning for single wells groups of wells. Such progress is important anyway, but in the current situation with low prices it is often a question of survival. Russian specialists have for several years now been working on these technologies and are competing successfully in the world market for geosteering software. The StarSteer software package, launched as startup by a group of Russian petroleum experts, mathematicians and programmers three years ago, combines not only all the latest approaches, but also a new, unique stratigraphic multi-well geosteering method. This technology is adapted to the highest driving speeds, and seamlessly integrates logging data, ensuring the optimal adjustment of well bore trajectory in real time. Keywords: drilling, horizontal well, geosteering, software package, LWD, MWD. Igor Kuvaev, Igor Uvarov, Karen Payrazyan Северной Америки) обработка новых данных каротажных приборов, модификация геонавигационной модели и принятие решений по корректировке траектории скважины должны осуществляться за минуты, иначе решения по проводке скважины просто не будут успевать за скоростями бурения. Существующие на рынке программные комплексы геонавигации не предназначены для таких скоростей бурения и ориентированы на традиционную интерпретацию, что не соответствует вызовам времени. При этом далеко не все существующие технологии геонавигации универсальны с точки зрения типа коллектора и качества нефте- или газонасыщенных пород. Технологии, реализованные в ПО СтарСтир, ориентированы на современные методы бурения при любых скоростях проходки и применяются как на плотных, низкопроницаемых, так и на традиционных коллекторах. Основной акцент технологий Июнь

3 Рисунок 3 Геонавигация с использованием имиджера. На разрезе видны отбивки, наклоненные в соответствии с результатами интерпретации Газ ГК Имиджер Интерпретация имиджера Траектория скважины 5 м заключается в легкой интеграции данных и оперативной интерпретации новой информации, получаемой в реальном времени. В данный момент в мире существует 4 основных направления геонавигации с различными вариациями, применяемые в имеющихся программных продуктах: модельный метод; стратиграфический метод; интерпретация и моделирование имидж-логов (а также интерпретация азимутальных каротажей как частный случай данного метода); моделирование сопротивления (прямое моделирование и инверсия). Каждый из этих методов применим для определенных коллекторов или ориентирован на конкретные типы приборов. Существующие на международном рынке программные комплексы для геонавигации покрывают один, максимум два подхода. Причина заключается в различных математических подходах (различных входных данных, различных граничных условиях) используемых методов. Программный комплекс СтарСтир позволяет соединить все методы геонавигации и применять их комбинированно. Сегодня пакет СтарСтир успешно применяется по всему миру и используется во многих компаниях, включая такие крупные, как BP и Repsol. Модельный метод Модельный метод геостиринга, иногда называемый классическим или «европейским», является самым распространенным методом на месторождениях Северного моря, Ближнего Востока и стран СНГ. Его популярность обусловлена применением крупными сервисными компаниями, такими как Halliburton и Schlumberger. Данный метод был разработан в 1990-х годах и сохраняет свою популярность по сей день (рис. 1). Процесс геонавигации с использованием этого метода является итеративным и выполняется в три действия: ГК Опорная ГГК-П 2,5 м 1. Построение структурной модели среды вдоль траектории скважины. 2. Расчет синтетической кривой прогнозных свойств вдоль скважины с использованием построенной модели среды. 3. Сравнение полученной кривой прогнозных свойств с каротажем (MWD или LWD). При наличии существенных расхождений в кривых переход к п. 1. Основные и самые критические ограничения метода это скорость интерпретации и время, необходимое для обучения специалиста данной технологии. Из-за современных тенденций к увеличению скоростей бурения, а также к росту точности позиционирования ствола скважины данный метод постепенно уступает свои позиции более современным подходам. Стратиграфический метод Стратиграфический метод зародился в Северной Америке в 2000-х годах как ответ на увеличившиеся требования в скорости и точности геонавигации. При геонавигации данным методом интерпретатор изменяет проекцию каротажа во время бурения на стратиграфическую шкалу, при этом алгоритм автоматически пересчитывает модель резервуара (рис. 2). Основное преимущество данного метода это возможность быстро оценить диапазон неоднозначности стратиграфического положения горизонтальной скважины в текущий момент времени даже при наличии ограниченного набора данных, например при наличии только шламограммы и гамма-каротажа. Также при использовании стратиграфического подхода в процессе геонавигации очень быстро и эффективно выявляются изменения угла наклона пласта и разрывные нарушения. Данная методика также хорошо воспринимается геологами-интерпретаторами ввиду ее логической близости к процессу корреляции вертикальных скважин. Интерпретация и моделирование имиджеров Данные имиджеров во время бурения представляют собой многоканальный каротаж, отражающий свойства среды вдоль стенки скважины. Каждый из каналов имеет определенную направленность в собственном диапазоне азимутов. Эти данные позволяют оперативно оценить угол наклона пласта и провести соответствующую коррекцию траектории ствола скважины (рис. 3). Помимо этого, данные имиджера позволяют локализовать разломы и определить их азимут и угол падения. 50

4 Бурение Наиболее часто используемыми типами имиджеров в процессе бурения являются имиджеры гамма-каротажа, плотностного каротажа, а также сопротивления. Данный метод рекомендуется к применению при быстро меняющихся структурных условиях залегания пласта во время бурения и невыдержанной мощности по горизонтали. Основной трудностью на пути применения этой технологии является высокая стоимость приборов и сервиса. Однако в последний год наблюдается тенденция к значительному уменьшению стоимости использования подобного оборудования. Например, сервисные компании часто предлагают использование имиджера гамма-каротажа по цене обычного одноканального гамма-каротажа во время бурения. Моделирование и инверсия сопротивления Запись кривых электрического сопротивления во время бурения позволяет получать ценную информацию по нефте- и газонасыщенности породы и даже в некоторых случаях дает возможность рассчитать разрез сопротивлений и расстояние до проводящих границ. Однако ввиду большого радиуса исследования этих приборов методика работы с данными отличается от модельного и стратиграфического подходов. Для интерпретации данных сопротивления оператор строит двумерный разрез сопротивления. Специальный алгоритм рассчитывает модельный каротаж сопротивления, и интерпретатор сравнивает его с записанным каротажем во время бурения. Процесс происходит итеративно по аналогии с модельным методом геостиринга (рис. 4). Также при определенных условиях возможен расчет расстояний до проводящей границы и инверсия данных сопротивления с построением разреза, что позволяет численно оценить расстояние до кровли/подошвы пласта или ВНК/ГНК (рис. 5). Моделирование и инверсия данных сопротивления является золотым стандартом геонавигации в сложных и высокозатратных скважинах на шельфе. Применение Рисунок 4 Геонавигация по данным каротажа электрического сопротивления Модельное сопротивление Измеренное сопротивление ГК 5 м Модель сопротивления данной методики в условиях наземных месторождений крайне ограниченно из-за ее сложности и высокой цены, порой удваивающей стоимость бурения. Многоскважинная геонавигация В связи с переходом от единичного бурения горизонтальных скважин к массированному разбуриванию месторождений сотнями горизонтальных скважин стал очень популярен подход многоскважинной геонавигации. Он заключается в использовании геонавигационных интерпретаций уже пробуренных скважин для бурения новых скважин: геонавигационные модели с ближайших существующих горизонтальных скважин проецируются одновременно на один геологический разрез, по которому уже, в свою очередь, отстраивается геонавигационная модель бурящейся скважины (рис. 6). Подобный подход позволяет существенно уменьшить риски бурения путем интеграции знаний об успешно пробуренных горизонтальных скважинах, расположенных в относительной близости. На международном рынке сейчас присутствует очень мало программных продуктов, дающих такие возможности. Дело в том, что большинство из них изначально создавались для односкважинной геонавигации. Однако многоскважинный подход это необходимость при современных тенденциях массированного бурения горизонтальных стволов. Одним из следствий многоскважинного геостиринга явилось применение технологий псевдопилотов, то есть создание псевдокаротажа вертикальной скважины на основании данных горизонтальных скважин. Это вроде простое следствие уже привело в настоящий момент к своего рода революционным изменениям при планировании разработки месторождений горизонтальными скважинами в мире: у компанийоператоров отпала необходимость бурить множество вертикальных пилотных скважин. В результате на месторождении бурятся всего 1 3 вертикальные скважины, а все остальные опорные скважины, используемые для геонавигации, являются Расчетное расстояние до границы пласта Траектория скважины псевдопилотами, созданными на основе горизонтальных скважин. Геонавигация по множеству кривых Исторически создание геонавигационной модели осуществлялось по одной кривой, чаще всего такой кривой являлся гамма- либо плотностной каротаж. Некоторые современные программные продукты позволяют создавать и проводить геонавигацию по множеству кривых одновременно. Такими кривыми могут являться не только данные каротажа, регистрируемые Июнь

5 Рисунок 5 Инверсия данных сопротивления позволяет рассчитать профиль сопротивления вдоль горизонтальной скважины Низкое сопротивление Высокое сопротивление 5 м в скважине, но также геохимические и биохимические данные по шламу и показания газового каротажа. Одновременная геонавигация по множеству кривых позволяет существенно увеличить качество и точность геонавигации. Использование априорных данных Перед бурением горизонтальной скважины нормальной практикой является сбор априорных данных, которые могут помочь с планированием и проводкой горизонтального ствола. Такими данным могут служить данные сейсморазведки, в частности результаты инверсии (разрезы по кубам акустического импеданса). Карты сейсмических атрибутов могут быть использованы для прогнозирования латеральных неоднородностей, таких как разломные нарушения и литологические барьеры. Другим типом априорных данных могут служить разрезы трехмерных геомоделей, включающие в себя структурные поверхности и распределение коллекторских свойств пласта в пространстве. Очень часто перед бурением скважины проводится так называемое предварительное моделирование создание априорной геонавигационной модели. Этот подход по-прежнему актуален для дорогостоящих Рисунок 6 Многоскважинная геонавигация Скважина 1 Скважина 2 Скважина 2 Разлом Кровля коллектора ГВК Горизонтальная скважина Структурная интерпретация скважины 1 скважин, бурящихся в сложных геологических условиях. Однако в современных условиях этот подход становится все менее используемым в связи с колоссальным увеличением скоростей и массовости бурения: у специалистов попросту нет времени для анализа в условиях сотен одновременно планирующихся и бурящихся скважин. Однако технологии эффективной многоскважинной геонавигации по множеству кривых с одновременным использованием нескольких методик позволяют с высокой степенью эффективности отвечать на современные вызовы и максимально точно, эффективно и экономически выгодно осуществлять проводку горизонтальных скважин в современных условиях. Заключение Еще недавно горизонтальное бурение сводилось к геометрическим расчетам и применению нужной технологии бурения. Теперь же, по мере эволюции методов проводки скважин, появились приборы каротажа и измерений в процессе бурения и технологии интерпретации полученных данных в реальном времени, которые предоставляют огромный массив информации о геологическом строении недр. Это знание дает в руки компаний мощное «орудие», позволяющее уточнять планы бурения, менять траектории стволов и оптимизировать программы заканчивания. Ключ к успешной геонавигации горизонтальных скважин заключается в интегрированном применении современных методик с использованием необходимого набора данных. В условиях увеличения скорости и массовости горизонтального бурения, а также вовлечения в разработку месторождений с трудноизвлекаемыми запасами применение многоскважинной геонавигации и геонавигации по множеству кривых, а также использование априорных нескважинных данных (сейсморазведка, геомеханика, геологические модели) позволяют существенно повысить производительность, уменьшить затраты ГК и способствуют добыче большего объема углеводородов. Программный комплекс Стар- Стир, созданный российскими нефтяниками, успешно применяется на месторождениях по всему миру и позволяет компаниямоператорам использовать самые современные технологии геонавигации для проводки горизонтальных скважин. Скважина 1 52

УСЛУГИ ПО ГЕОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ БУРЕНИЯ СКВАЖИН WELL PLACEMENT SERVICES

УСЛУГИ ПО ГЕОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ БУРЕНИЯ СКВАЖИН WELL PLACEMENT SERVICES

Компания «Геонавигационные Технологии» занимается производством программного обеспечения для сопровождения наклоннонаправленного бурения скважин, а также оказывает консультационные услуги в данной области.

Читайте также: